Радлов Николай Эрнестович (1889-1942)
Николай Эрнестович Радлов- карикатурист, книжный и станковый график, живописец, театральный художник и художественный критик.
Родился Николай Эрнестович в Петербурге 22 марта. Предки его приехали в Россию в начале прошлого столетия из Чехии. Они происходили из местечка Радло, и в дворянском гербе у них помещено было изображение сохи – по–чешски «радло». Дед Радлова был ученым-филологом, а отец Эрнест Львович – профессором философии в петербургских высших учебных заведениях, членом-корреспондентом Академии наук, директором Публичной библиотеки. Мать Николая Эрнестовича, урожденная Давыдова, приходилась двоюродной сестрой художнику Врубелю.
В доме у Радловых бывали Ф. Д. Батюшков, Д. Н. Овсянико-Куликовский, Вл. С. Соловьев, Е. В. Тарле и другие историки, философы, литераторы. Особенно тесная дружба связывала Эрнеста Львовича на протяжении всей жизни с Владимиром Соловьевым.
Будущее показало, что чрезвычайно благотворной оказалась для будущего художника сама атмосфера умственных интересов, которая царила в этой среде людей думающих, рассуждающих, ищущих, спорящих.
Унаследованный от отца и деда интерес к гуманитарным наукам привел Николая Эрнестовича на историко-филологический факультет Петербургского университета, где преподавание велось на немецком языке.
Рисовать Радлов начал – в школьные годы. Первой учительницей была его тетка – художница А. Стеффан, обратившая внимание на смешные рожицы и фигурки в альбоме племянника. В годы студенчества увлечение искусством стало уже настолько сильным, что Николай Эрнестович решил поступить и был принят в академию художеств. Занятия в Академии он совмещал некоторое время с посещением университета, который успешно окончил в 1911 году.
В 1921 году он начал преподавать рисование в Академии художеств и в качестве профессора проработал там до 1937 года. Он пишет и рисует портреты, натюрморты, пейзажи, участвует почти каждый год на выставках, иллюстрирует книги, начинает сотрудничать в детских журналах «Чиж», «Еж», «Костер».
Природа щедро одарила Николая Эрнестовича: он был мастером карикатуры и шаржа; мастером книжной графики; мастером картинок для детей, мастером портретного рисунка; мастером художественной критики; мастером-педагогом, разработавшим научную систему обучения рисованию; мастером устного слова, блестящим лектором и докладчиком, живым и остроумным собеседником.
Большое место в творческом наследии Радлова занимают иллюстрации к литературным произведениям. Свыше четырех десятков книг самого различного содержания и объема, для взрослых и детей, было издано с его рисунками. Большое значение придавал Радлов технике исполнения рисунков, адресованных детской аудитории. Для ребенка каждый новый рисунок – событие, зрелище радостное и любопытное, новая радость, новое переживание, иногда, в силу своей непосредственной наглядности, более волнующее и глубокое, чем получаемое им от чтения. Он рисовал так, чтобы глазу ребенка легко было проследить за каждым движением пера, потому его рисунки и дышат простотой, ясностью, непринужденностью. Первая книга для детей с его иллюстрациями издана в 1923 году: Марк Твен «Приключения Тома». В числе самых известных детских книжек с рисунками Н. Радлова: Радлов Н. «Рассказы в картинках»; Хармс Д., Гернет Н., Дилакторский Н. «Тексты»; Волков А. «Волшебник изумрудного города»; Зощенко М. «Рассказы»; Барто А. «Стихи»; Веприцкая Л. «Белоснежка»; Катаев В. «Цветик-семицветик»; Чуковский К. «Краденое солнце».
Работы художника