Авторизация
Регистрация

Психология детского рисунка

Психология детского рисунка

Детский рисунок — это отражение внутреннего мира ребенка. Благодаря анализу детского творчества можно выявить, с какими трудностями по жизни сталкивается ребенок, что его в данный момент беспокоит, а что приносит радость. Иногда через рисование дети передают те эмоции и мысли, о которых боятся или стыдятся поговорить напрямую.

Анализ рисунка как психологическая методика

Анализ рисунков можно отнести к проективным методикам в психологии.
Проективный метод – способ психодиагностики личности, направленный на выявление неосознанных потребностей, желаний, мотивов, конфликтов, самооценки и других аспектов личности. Все такие методики объединяет неоднозначность интерпретации, так как существует большое количество вариантов расшифровок.

Благодаря подобным методикам можно узнать истинное отношение ребенка и его подсознания к тем или иным вещам. Одной из самых знаменитых проективных методик является тест Роршаха. Конечно, использование подобных методик для выявления серьезных психологических проблем у ребенка потребует квалифицированного специалиста. Но первичный и поверхностный анализ можно выполнить и самостоятельно.

Значение отдельных элементов рисунка

Цвет
Психологическое состояние ребёнка можно отследить по выбранной им цветовой гамме. Но в первую очередь стоит взглянуть, достаточно ли у юного художника цветов для творчества. Бывает и так, что искажённые цвета связаны с небольшой палитрой, а не с внутренними переживаниями. Давайте рассмотрим цвета по группам.

Красный, оранжевый, жёлтый. Это цвета энергии, доброты, жизнерадостности и стремления к чему-то новому. Если они часто встречаются в рисунке ребенка, то это хороший знак. Однако много красного может говорить не только о силе, но и об агрессии. Большое количество жёлтого — выражение амбиций.

Синий, зелёный. Оба цвета означают спокойствие и умиротворение. Зелёный ближе к мудрости и стремлению развиваться. Синий — это контроль эмоций, расслабление, тишина.

Фиолетовый, сиреневый. Оттенки, напоминающие о мистике, магии, воображении. Дети часто их используют. Эти цвета могут отражать эмоциональную связь с каким-то конкретным человеком, порой говорят о духовном самопознании и интуиции.

Розовый. Нежный и мягкий цвет, который символизирует желание получить внимание и заботу.

Серый. Спокойствие, близкое к равнодушию. Может быть знаком подавления эмоций.

Коричневый. Его редко можно встретить на картинах юных художников. Чаще всего означает потребность в безопасности.

Чёрный. Важно понимать, что это яркий цвет, привлекающий малыша. Он может выбирать его, чтобы заявить о себе. Прежде чем начать переживать, понаблюдайте за ребёнком: есть ли у него склонность к чувству опустошённости или к депрессии.

Размер, пропорции и персонажи на рисунке
Если ребёнок рисует человечка, необходимо учитывать его размер. В норме он приблизительно с ладонь. Если фигура слишком большая, художник желает показать себя миру. Маленькая фигура — отвержение, закрытость и заниженная самооценка. Парящая фигура может символизировать отсутствие опоры и безопасности.

Размещение рисунка
1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.
2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.
4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.
5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.

Нажим
Слабый и тонкий нажим показывает апатичное состояние ребёнка и отсутствие энергии. Если вы видите чрезмерно сильный нажим, проанализируйте, в какие именно моменты это происходит. Это может быть показателем агрессии. Много штрихов может свидетельствовать о тревожности, отсутствии гармонии и страхах.

Тесты и задания

Чтобы более подробно понять эмоциональное состояние ребенка, можно дать ему пару заданий на рисование, а после проанализировать получившуюся работу.

1.«Дом — дерево — человек»
Один из самых известных проективных тестов для исследования бессознательного. В 1948 году его предложил американский клинический психолог Дж. Бук, а позже модернизировал английский психолог Р. Бёрнс.
В тесте необходимо изобразить на одном листе дом, дерево и человека. Когда рисунок готов, попросите ребёнка пересказать сюжет картины.
При последующем анализе рисунка обратите внимание как на общее настроение картины, так и на детали. Как нарисован дом: маленький или большой, уютный или заброшенный? Дерево яркое или иссушенное, с корнями или без? Любые детали могут рассказать о состоянии ребенка и его видении мира. Советуем подробнее ознакомится с интерпретацией и ходом теста в этой статье

2.«Семья животных»
Это один из вариантов методики «Рисунок семьи». Тест нацелен на оценку внутрисемейных отношений.
Попросите нарисовать вашу семью в виде животных. Важно, какое животное для каждого члена семьи выберет ребёнок. Посмотрите, какого они размера. Если родитель слишком крупный, а ребёнок совсем маленький, то можно предположить, что есть гиперопека. Также оцените, хищник это или травоядное — представляет ли зверь опасность.

3.«Человек под дождём»
Попросите ребёнка нарисовать два рисунка на разных листах. Первый рисунок должен отображать фигуру человека, а второй – человека под дождем. Задание выполняется последовательно: сначала необходимо просто изобразить человека, а уже на втором листе нарисовать на человека под дождем. При этом рисунки могут быть объединены общим сюжетом, но могут быть и абсолютно разными, не связанными между собой по смыслу.
Оцените, насколько меняется фигура человека: это отражает настрой, с которым художник преодолевает трудности. Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Например, в депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека: находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже.

Необходимость диалога

Данные методики анализа детского рисунка смогут помочь понять внутреннее состояние ребёнка и выявить его психологические особенности. Однако не стоит слепо интерпретировать рисунок в отрыве от комментариев самого ребёнка. Обсудите рисунок вместе с ним и узнайте, почему он изобразил тот или иной образ. Зачастую дети рисуют то, что увлекает их в данный момент и, находясь под впечатлением от очередного мультфильма или другого медийного проекта, могут нарисовать что-то, что вы воспримите как тревожный знак. Поэтому разговаривайте о творчестве с детьми напрямую, а ещё лучше – рисуйте вместе. Ведь это увлекательный досуг и отличная возможность начать лучше понимать своего ребенка.шаблоны для dleскачать фильмы

Комментарии



Для того чтобы оставить комментарий необходимо зарегестрироваться или авторизоваться