Алфеевский Валерий Сергеевич (1906-1989)
Валерий Сергеевич - известный советский иллюстратор детских книг, художник, график, член московского союза художников (1932), член Союза художников СССР (1932), заслуженный художник РСФСР (1982). Родился 23 июня 1906 года в Москве. Отец его был юристом, занимался вопросами трудового права. Мама - педагог, у неё была школа для детей младшего возраста. Он часто сидел с ними за одной партой и поэтому очень рано научился читать. За шалости мальчика отправляли на час в комнату родителей. Там стояли книжные шкафы. Семилетний Валерий читал М. Горького, М.П. Арцыбашева, Ф. Ницше, сборники изречений китайских мудрецов, громко декламировал стихи Игоря Северянина. Увлечением отца была живопись, в свободное время он писал маслом. Мальчик с интересом наблюдал и потом сам взял в руки кисть. Так состоялось приобщение Валерия к искусству. Кроме того, детей в семье учили игре на фортепьяно.
В 1914 году Валерий поступил в Первую мужскую гимназию, которую в своё время окончили его отец, дядя и дед. В школьные годы он очень много читал и рисовал, в старших классах увлёкся сценой: регулярно ходил на спектакли в московские театры, участвовал в школьных постановках, создавал для них декорации. Интерес к живописи побудил Валерия серьёзно учиться изобразительному искусству. С 1921 по 1924 год обучался рисованию в художественных студиях М.М. Северова, М.В. Леблана, П.А. Бакланова, И.И. Машкова. С 1925 по 1930 годы проходил учёбу во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские) на живописном факультете, научился осмысливать увиденное и передавать людям своё суждение о нём. Его преподавателями были С.В. Герасимов, К.Н. Истомин, Л.А. Бруни, Д.П. Штеренберг, А.А. Осмеркин, И.И. Машков. С 1930 начал иллюстрировать книги для детей и юношества, с тех пор добился огромного признания в этой сфере, его рисунки знакомы и любимы практически всеми, чье детство пришлось на период его творчества. За это время у Валерия сформировалось желание стать художником.
Весной 1929 года В.С. Алфеевский, Т.А. Лебедева и Л.П. Зусман по студенческой командировке съездили в Ленинград. Красота Северной столицы поразила Алфеевского. «С этой поездки началась моя любовь к городу и его изображению», - вспоминал он впоследствии. В 1930 году Валерий Сергеевич совершил творческие поездки на Алтай, в Баку, Батуми, Прибалтику, Крым, Одессу, во время которых выполнил обширные циклы зарисовок. Впечатления от поездок находили отражение в работах художника, в том числе в книжных иллюстрациях. Вернувшись в Москву и не найдя применения своему диплому живописца, он решил последовать примеру многих художников-станковистов и обратился к книжной графике. Вместе с Т.А. Лебедевой представили художественному совету детской редакции «ОГИЗа» листы книжки-картинки «Цирк» в технике коллажа. «Цирк» издан не был, но творческий дуэт получил заказ на оформление книги М. Гершензона «Товарищ Метр» (1930). Затем художники проиллюстрировали «Хитрые машины» и «Приключения изобретений» А. Ивича (1930). За очень короткое время они оформили около десяти книг, среди которых - известнейшая цветная книжка-картинка «Парк культуры и отдыха» (1930). Последней книгой художников-соавторов стала цветная книжка-картинка «На якоре» (1931), в основе которой - впечатления от поездки в Баку, Батуми и Одессу. Заказы на оформление книг прекратились, и творческие пути художников разошлись. В.С. Алфеевский всегда тепло отзывался о творческом сотрудничестве. «Мы далеко не всегда работали в четыре руки, - вспоминал он много позже. Замысел и композиция создавались в тесной согласованности. Любовь Т. Лебедевой к новому в искусстве хорошо уживалась с моими более традиционными представлениями о действительности, а её в какой-то мере режиссёрская расчётливость удачно оформляла моё более непосредственное отношение к натуре».
С 1934 по 1936 год В.С. Алфеевский работал художником-репортёром в газете «Советское искусство». В его обязанности входило посещение спектаклей и очень быстрое выполнение рисунков, которые должны были сопровождать рецензии. Он создавал новые рисунки практически каждый день. Их печатали также «Литературная газета» и газета «За индустриализацию». Эта работа много дала Алфеевскому как художнику. В 1937–1940 годах Валерий Сергеевич работал по контракту во Всекохудожнике (Всероссийском кооперативном союзе работников изобразительных искусств), получив, наконец, возможность заниматься живописью, которую любил больше всего. Живописных работ Алфеевского довоенного периода сохранилось очень мало: часть полотен погибла во время войны, а некоторые уничтожил сам художник, недовольный своей работой.
В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны В. С. Алфеевский и его жена, художница Виолетта (Фиалка) Давидовна Штеренберг работали в «Окнах ТАСС». В этом же году вся группа художников была отправлена в эвакуацию в Ташкент (1941–1944). Здесь художник много рисовал для издательства «Советский писатель», оформляя обложки, титульные листы, выполнял небольшие заставки. Работал художником-оформителем на строительстве Фархадской ГЭС, ездил с бригадами актёров и художников по Узбекистану. Во время поездок писал портреты, пейзажи, живописные эскизы. «За эти годы, как мне кажется, я определился как художник с собственным видением, с собственной манерой выражения», - вспоминал Алфеевский. В военные и первые послевоенные годы иллюстрации Алфеевского представляли собой небольшие изящные рисунки пером (своеобразная техника гусиного пера), основанные на светотеневом решении, что говорило об увлечении офортами старых мастеров. Таковы иллюстрации к сказке Г. Тукая «Шурале» (1946) и книгам писателей Востока, которых Алфеевский часто иллюстрировал в этот период. Но постепенно его художественная манера меняется. В послевоенные годы большое место в творчестве художника заняла станковая графика. Он работал чёрной тушью, создавая внутренне законченные, не нуждающиеся в цвете рисунки. С 1958 года, исчерпав возможности выбранной техники, художник начал использовать цвет. Кроме того, Алфеевский стал меньше внимания уделять деталям и больше - передаче в рисунке общего впечатления от изображаемого. В станковых работах 1950–1960-х годов ещё ярче проявилось новое отношение художника к линии: она стала самостоятельным средством эстетического выражения. Художник стал работать заточенной тростниковой палочкой, и это определило главную особенность рисунка Алфеевского - выразительную линию. Спустя годы художник М.П. Митурич-Хлебников скажет: «У Алфеевского обострённое чувство линии, динамики её движения. Безупречное ощущение вертикали, придающее стройность рисункам. Но стройность эта не геометрическая прямизна. Это стройность живая, подвижная, сложная». Одна из лучших работ Алфеевского, демонстрирующая новую изобразительную манеру художника, - городской пейзаж «Бухара» 1963 года. Она получила развитие в московских пейзажах 1960–1970 годов. В 1963–1965 годах В.С. Алфеевский был председателем художественного совета по уникальной графике графического комбината Художественного фонда РСФСР.
Широкую известность В.С. Алфеевскому принесла деятельность художника-иллюстратора детской книги и особенно в 1950–1970 годы. Известны его иллюстрации к книгам: Г. Тукай «Шурале». Сказки (1946); В. Гауф «Маленький Мук» (1952); С. Я. Маршак: «Двенадцать месяцев. Горя бояться - счастья не видать» (1957), «Двенадцать месяцев» (1971); В. А. Каверин «Три сказки» (1960); С.Л. Прокофьева «Сказка о ветре в безветренный день» (1967); Г.Х. Андерсен: «Сборник сказок» (1954), «Гадкий утёнок» (1954), «Сказки» (1955), «Снежная королева» (1956), «Дикие лебеди» (1955), «Дюймовочка» (1957), «Принцесса на горошине» (1963), «Стойкий оловянный солдатик» (1969); Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» (1958); К. Коллоди «Приключения Пиноккио» (1959); Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (1966), Ж. Монтейру Лобату «Вниз по волшебной реке» (1972); «Орден Жёлтого Дятла» (1961); К.И. Чуковский «Новые загадки» (1931); Н.М. Павлова «Жёлтый, белый, лиловый» (1954); Н. И. Романова «Муравей Красная Точка» (1972), «На зелёной иголке» (1976), «У меня дома пчела» (1978); Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король» (1978). Книги с его иллюстрациями многократно переиздавались.
Творчество В. С. Алфеевского представлено во многих музейных собраниях: Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина; Государственный Русский музей Москвы; Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова; Новосибирская картинная галерея; Музей изобразительных искусств Республики Карелия; Музейное объединение «Тульский музей изобразительных искусств», а также в частных собраниях в нашей стране и за рубежом. Выставляться В.С. Алфеевский начал рано. Его работы принимали участие во многих выставках: Художественно-кустарная выставка СССР в США (Нью-Йорк и др. города), 1929; «Искусство книги» (Париж, Лион; Франция) (1931–1932) «Художники РСФСР за XV лет» (Москва, СССР), 1933; Выставка-смотр произведений молодых художников (Москва, СССР), 1936; Выставка советской графики в Лондоне (Великобритания), 1938; Выставка московских художников (Москва, СССР), 1940; Юбилейная республиканская выставка, посвященная 25-летию Октября в Ташкенте (СССР), 1943; Персональная выставка в Ташкенте (СССР), 1944; Выставка советской графики в Варшаве (Польша, 1946; Выставка московских художников в Москве (СССР), 1948; Выставка книги и книжной графики «Детгиза» в Москве (СССР), 1951; Персональная выставка в Доме литераторов и Московском Союзе художников (СССР), 1955; Групповая выставка художников «Живопись. Скульптура» в Москве и Ленинграде (СССР), 1958; Персональная выставка акварели, рисунка в Центральном Доме литераторов в Москве (СССР), 1961; Выставка советской книжной графики в Лейпциге (ГДР), 1965; Международная биеннале иллюстрации в Брно (Чехословакия), 1976; Персональная выставка в Москве (СССР), 1979; Персональная выставка в Ленинграде (СССР, 1980; Персональная выставка в Москве (СССР), 1988/89.
Валерий Сергеевич обладатель премий и наград: Почётная грамота Министерства просвещения РСФСР и республиканского комитета профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР за создание книг для детей (1975); Диплом Комитета по печати при Совете Министров РСФСР, Союза художников РСФСР за плодотворную работу и творческий вклад в развитие советской детской литератур (1971); Диплом Государственного комитета при Совете Министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли за создание высокохудожественных иллюстраций к книге Н. Павловой «Не видели - увидим» (1977); Диплом первой степени Государственного комитета при Совете Министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли за создание иллюстративной серии к книге Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1979).
За годы творчества В.С. Алфеевский проиллюстрировал более чем 150 изданий. В первую очередь это книги для детей - сказки, стихи, рассказы. Сотрудничал с издательствами Детгиз, Гослитиздат, «Советский писатель», «Детская литература», «Художественная литература», «Художник РСФСР», «Молодая гвардия». Из современннх издательств книги с иллюстрациями Алфеевского выпускают «Ад Маргинем», «Речь», «Эксмо» и др. Иллюстрируя детские книги, Валерий Алфеевский не оставлял занятий рисунком и живописью. Часто посещал музеи, где копировал великих художников прошлого, считая это одним из путей достижения мастерства, много рисовал с натуры. В работах конца 1920-х - начала 1930-х годов этого периода наметились темы и жанры, прошедшие через всё его дальнейшее творчество. Одним из них стал городской пейзаж. В будущем Алфеевский стал признанным мастером городского пейзажа. Среди интересных пейзажей начала этого периода критика называет «Одессу» (1930), «Набережную Москвы-реки» (1930), «Бега», «Вид на Кремль» (1931), «Площадь у Большого театра в Москве» (1932) и др.
Произведения В.С. Алфеевского - картины, акварели, рисунки, офорты, иллюстрации к детским книгам занимают значительное и уникальное место в нашем искусстве: индивидуальный почерк мастера сформировался в большой степени самостоятельно, вне существенных влияний художественной моды. Валерий Сергеевич Алфеевский умер в Москве 4 сентября 1989 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
В 1914 году Валерий поступил в Первую мужскую гимназию, которую в своё время окончили его отец, дядя и дед. В школьные годы он очень много читал и рисовал, в старших классах увлёкся сценой: регулярно ходил на спектакли в московские театры, участвовал в школьных постановках, создавал для них декорации. Интерес к живописи побудил Валерия серьёзно учиться изобразительному искусству. С 1921 по 1924 год обучался рисованию в художественных студиях М.М. Северова, М.В. Леблана, П.А. Бакланова, И.И. Машкова. С 1925 по 1930 годы проходил учёбу во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские) на живописном факультете, научился осмысливать увиденное и передавать людям своё суждение о нём. Его преподавателями были С.В. Герасимов, К.Н. Истомин, Л.А. Бруни, Д.П. Штеренберг, А.А. Осмеркин, И.И. Машков. С 1930 начал иллюстрировать книги для детей и юношества, с тех пор добился огромного признания в этой сфере, его рисунки знакомы и любимы практически всеми, чье детство пришлось на период его творчества. За это время у Валерия сформировалось желание стать художником.
Весной 1929 года В.С. Алфеевский, Т.А. Лебедева и Л.П. Зусман по студенческой командировке съездили в Ленинград. Красота Северной столицы поразила Алфеевского. «С этой поездки началась моя любовь к городу и его изображению», - вспоминал он впоследствии. В 1930 году Валерий Сергеевич совершил творческие поездки на Алтай, в Баку, Батуми, Прибалтику, Крым, Одессу, во время которых выполнил обширные циклы зарисовок. Впечатления от поездок находили отражение в работах художника, в том числе в книжных иллюстрациях. Вернувшись в Москву и не найдя применения своему диплому живописца, он решил последовать примеру многих художников-станковистов и обратился к книжной графике. Вместе с Т.А. Лебедевой представили художественному совету детской редакции «ОГИЗа» листы книжки-картинки «Цирк» в технике коллажа. «Цирк» издан не был, но творческий дуэт получил заказ на оформление книги М. Гершензона «Товарищ Метр» (1930). Затем художники проиллюстрировали «Хитрые машины» и «Приключения изобретений» А. Ивича (1930). За очень короткое время они оформили около десяти книг, среди которых - известнейшая цветная книжка-картинка «Парк культуры и отдыха» (1930). Последней книгой художников-соавторов стала цветная книжка-картинка «На якоре» (1931), в основе которой - впечатления от поездки в Баку, Батуми и Одессу. Заказы на оформление книг прекратились, и творческие пути художников разошлись. В.С. Алфеевский всегда тепло отзывался о творческом сотрудничестве. «Мы далеко не всегда работали в четыре руки, - вспоминал он много позже. Замысел и композиция создавались в тесной согласованности. Любовь Т. Лебедевой к новому в искусстве хорошо уживалась с моими более традиционными представлениями о действительности, а её в какой-то мере режиссёрская расчётливость удачно оформляла моё более непосредственное отношение к натуре».
С 1934 по 1936 год В.С. Алфеевский работал художником-репортёром в газете «Советское искусство». В его обязанности входило посещение спектаклей и очень быстрое выполнение рисунков, которые должны были сопровождать рецензии. Он создавал новые рисунки практически каждый день. Их печатали также «Литературная газета» и газета «За индустриализацию». Эта работа много дала Алфеевскому как художнику. В 1937–1940 годах Валерий Сергеевич работал по контракту во Всекохудожнике (Всероссийском кооперативном союзе работников изобразительных искусств), получив, наконец, возможность заниматься живописью, которую любил больше всего. Живописных работ Алфеевского довоенного периода сохранилось очень мало: часть полотен погибла во время войны, а некоторые уничтожил сам художник, недовольный своей работой.
В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны В. С. Алфеевский и его жена, художница Виолетта (Фиалка) Давидовна Штеренберг работали в «Окнах ТАСС». В этом же году вся группа художников была отправлена в эвакуацию в Ташкент (1941–1944). Здесь художник много рисовал для издательства «Советский писатель», оформляя обложки, титульные листы, выполнял небольшие заставки. Работал художником-оформителем на строительстве Фархадской ГЭС, ездил с бригадами актёров и художников по Узбекистану. Во время поездок писал портреты, пейзажи, живописные эскизы. «За эти годы, как мне кажется, я определился как художник с собственным видением, с собственной манерой выражения», - вспоминал Алфеевский. В военные и первые послевоенные годы иллюстрации Алфеевского представляли собой небольшие изящные рисунки пером (своеобразная техника гусиного пера), основанные на светотеневом решении, что говорило об увлечении офортами старых мастеров. Таковы иллюстрации к сказке Г. Тукая «Шурале» (1946) и книгам писателей Востока, которых Алфеевский часто иллюстрировал в этот период. Но постепенно его художественная манера меняется. В послевоенные годы большое место в творчестве художника заняла станковая графика. Он работал чёрной тушью, создавая внутренне законченные, не нуждающиеся в цвете рисунки. С 1958 года, исчерпав возможности выбранной техники, художник начал использовать цвет. Кроме того, Алфеевский стал меньше внимания уделять деталям и больше - передаче в рисунке общего впечатления от изображаемого. В станковых работах 1950–1960-х годов ещё ярче проявилось новое отношение художника к линии: она стала самостоятельным средством эстетического выражения. Художник стал работать заточенной тростниковой палочкой, и это определило главную особенность рисунка Алфеевского - выразительную линию. Спустя годы художник М.П. Митурич-Хлебников скажет: «У Алфеевского обострённое чувство линии, динамики её движения. Безупречное ощущение вертикали, придающее стройность рисункам. Но стройность эта не геометрическая прямизна. Это стройность живая, подвижная, сложная». Одна из лучших работ Алфеевского, демонстрирующая новую изобразительную манеру художника, - городской пейзаж «Бухара» 1963 года. Она получила развитие в московских пейзажах 1960–1970 годов. В 1963–1965 годах В.С. Алфеевский был председателем художественного совета по уникальной графике графического комбината Художественного фонда РСФСР.
Широкую известность В.С. Алфеевскому принесла деятельность художника-иллюстратора детской книги и особенно в 1950–1970 годы. Известны его иллюстрации к книгам: Г. Тукай «Шурале». Сказки (1946); В. Гауф «Маленький Мук» (1952); С. Я. Маршак: «Двенадцать месяцев. Горя бояться - счастья не видать» (1957), «Двенадцать месяцев» (1971); В. А. Каверин «Три сказки» (1960); С.Л. Прокофьева «Сказка о ветре в безветренный день» (1967); Г.Х. Андерсен: «Сборник сказок» (1954), «Гадкий утёнок» (1954), «Сказки» (1955), «Снежная королева» (1956), «Дикие лебеди» (1955), «Дюймовочка» (1957), «Принцесса на горошине» (1963), «Стойкий оловянный солдатик» (1969); Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» (1958); К. Коллоди «Приключения Пиноккио» (1959); Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (1966), Ж. Монтейру Лобату «Вниз по волшебной реке» (1972); «Орден Жёлтого Дятла» (1961); К.И. Чуковский «Новые загадки» (1931); Н.М. Павлова «Жёлтый, белый, лиловый» (1954); Н. И. Романова «Муравей Красная Точка» (1972), «На зелёной иголке» (1976), «У меня дома пчела» (1978); Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король» (1978). Книги с его иллюстрациями многократно переиздавались.
Творчество В. С. Алфеевского представлено во многих музейных собраниях: Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина; Государственный Русский музей Москвы; Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова; Новосибирская картинная галерея; Музей изобразительных искусств Республики Карелия; Музейное объединение «Тульский музей изобразительных искусств», а также в частных собраниях в нашей стране и за рубежом. Выставляться В.С. Алфеевский начал рано. Его работы принимали участие во многих выставках: Художественно-кустарная выставка СССР в США (Нью-Йорк и др. города), 1929; «Искусство книги» (Париж, Лион; Франция) (1931–1932) «Художники РСФСР за XV лет» (Москва, СССР), 1933; Выставка-смотр произведений молодых художников (Москва, СССР), 1936; Выставка советской графики в Лондоне (Великобритания), 1938; Выставка московских художников (Москва, СССР), 1940; Юбилейная республиканская выставка, посвященная 25-летию Октября в Ташкенте (СССР), 1943; Персональная выставка в Ташкенте (СССР), 1944; Выставка советской графики в Варшаве (Польша, 1946; Выставка московских художников в Москве (СССР), 1948; Выставка книги и книжной графики «Детгиза» в Москве (СССР), 1951; Персональная выставка в Доме литераторов и Московском Союзе художников (СССР), 1955; Групповая выставка художников «Живопись. Скульптура» в Москве и Ленинграде (СССР), 1958; Персональная выставка акварели, рисунка в Центральном Доме литераторов в Москве (СССР), 1961; Выставка советской книжной графики в Лейпциге (ГДР), 1965; Международная биеннале иллюстрации в Брно (Чехословакия), 1976; Персональная выставка в Москве (СССР), 1979; Персональная выставка в Ленинграде (СССР, 1980; Персональная выставка в Москве (СССР), 1988/89.
Валерий Сергеевич обладатель премий и наград: Почётная грамота Министерства просвещения РСФСР и республиканского комитета профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР за создание книг для детей (1975); Диплом Комитета по печати при Совете Министров РСФСР, Союза художников РСФСР за плодотворную работу и творческий вклад в развитие советской детской литератур (1971); Диплом Государственного комитета при Совете Министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли за создание высокохудожественных иллюстраций к книге Н. Павловой «Не видели - увидим» (1977); Диплом первой степени Государственного комитета при Совете Министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли за создание иллюстративной серии к книге Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1979).
За годы творчества В.С. Алфеевский проиллюстрировал более чем 150 изданий. В первую очередь это книги для детей - сказки, стихи, рассказы. Сотрудничал с издательствами Детгиз, Гослитиздат, «Советский писатель», «Детская литература», «Художественная литература», «Художник РСФСР», «Молодая гвардия». Из современннх издательств книги с иллюстрациями Алфеевского выпускают «Ад Маргинем», «Речь», «Эксмо» и др. Иллюстрируя детские книги, Валерий Алфеевский не оставлял занятий рисунком и живописью. Часто посещал музеи, где копировал великих художников прошлого, считая это одним из путей достижения мастерства, много рисовал с натуры. В работах конца 1920-х - начала 1930-х годов этого периода наметились темы и жанры, прошедшие через всё его дальнейшее творчество. Одним из них стал городской пейзаж. В будущем Алфеевский стал признанным мастером городского пейзажа. Среди интересных пейзажей начала этого периода критика называет «Одессу» (1930), «Набережную Москвы-реки» (1930), «Бега», «Вид на Кремль» (1931), «Площадь у Большого театра в Москве» (1932) и др.
Произведения В.С. Алфеевского - картины, акварели, рисунки, офорты, иллюстрации к детским книгам занимают значительное и уникальное место в нашем искусстве: индивидуальный почерк мастера сформировался в большой степени самостоятельно, вне существенных влияний художественной моды. Валерий Сергеевич Алфеевский умер в Москве 4 сентября 1989 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Работы художника
Андерсен Г. Снежная королева
Андерсен Г. Снежная королева
Андерсен Г. Х. Сказки
Андерсен Г. Снежная королева
Андерсен Г. Снежная королева
Андерсенн Г. Снежная королева
Гофман Э. Щелкунчик
Драгунский В. Девочка на шаре
Каверин В. Летающий мальчик
Коллоди К. Приключения Пиноккио
Кэролл Л. Алиса в стране чудес
Маршак С. Двенадцать месяцев, Горя бояться-счастья не видать
Монтейру Лобату. Орден желтого дятла
Польские сказки
Прокофьева Софья. Сказка о ветре в безветренный день
Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья