Савченко Анатолий Михайлович (1924 - 2011)
Анатолий Михайлович Савченко - советский и российский мультипликатор, художник-иллюстратор детских книг. Родился 30 июня 1924 в Новочеркасске Краснодарского края. Отец Анатолия Савченко был фармацевтом, провизором и обладал замечательным даром художника. Но жизнь сложилась так, что ему не пришлось получить образование, поэтому он остался художником-самоучкой. Всю жизнь он перерисовывал картины полюбившихся художников, делал эстампы, иногда что-то рисовал сам. У мальчика сказались отцовские гены. Поэтому не удивительно, что Анатолий Михайлович рисовал с детства. Наверное, ложку и карандаш он научился держать одновременно. Он много знал о художниках, у него были любимые картины. Но однажды произошло нечто удивительное: в начале 30-х годов, в стареньком новочеркасском кинотеатре перед началом сеанса юный Толя впервые увидел мультфильмы, которые его очень впечатлили и определили будущую профессию. Мальчик понял, чем будет заниматься, чему посвятит свою жизнь. Детство у Савченко закончилось 22 июня 1941 года. А в 1942-м, когда фашисты заняли Новочеркасск, вместе с отступающей Красной армией ушёл на фронт 17-летний Толя. Служил в пехотных войсках. Про войну Анатолий Михайлович рассказывал с большой неохотой: «Страшно было. Отступаем, ничего нет, ничего не понятно. Винтовки у мёртвых брали, какие-то совсем уже старые ружья в ход шли. Неразбериха полнейшая. В боях на Северном Кавказе ранило осколком в ногу, я до лазарета допрыгал, а мне показывают: видишь, какие тяжёлые лежат, ждут, пока до них очередь дойдет, врачей-то нет. Ступай лучше восвояси, сам видишь, не до тебя. Ну, я и ушёл. Ничего, оклемался. Молодой был, здоровый, повезло наверное, на ногах с войны вернулся». Был награждён орденом «Отечественной войны» и рядом медалей. Демобилизовался в 1947 году, вернулся в Новочеркасск. Практически сразу Анатолий Михайлович уехал в Москву и с первой попытки поступил во ВГИК, получил три пятерки - и за рисунок, и за живопись, и за композицию. Группа была маленькая, на мультипликации всего три человека осталось. А все остальные с художественного на декораторов «специализоваться ушли». Своим учителем Анатолий Михайлович называл Анатолия Пантелеймоновича Сазонова - известного мультипликатора и книжного иллюстратора, преподававшего во ВГИКе в то время. В 1953 году окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) по специальности «художник-постановщик мультипликационных фильмов». Получил распределение на работу в «Союзмультфильм» на должность художника-постановщика, где и проработал 37 лет, до выхода на пенсию в 1990 году. В его трудовой книжке только две записи – о приеме и об увольнении с нее. Первым мультфильмом, в создании которого принял участие начинающий аниматор, стал «Лесной концерт», на работу над которым его пригласил Иван Петрович Иванов-Вано. В тандеме с ним год спустя Савченко работал над «Мойдодыром», затем ушёл в группу Евгения Райковского и Бориса Степанцева. Почти все свои лучшие фильмы Савченко сделал в творческом союзе с режиссёром Борисом Степанцевым («Петя и Красная шапочку», «Вовка в Тридесятом царстве», «Малыш и Карлсон», «Щелкунчик» и др.). Вышедшая у нас в 60-е годы книга о Карлсоне вызвала интерес – но и только. Но как только мультфильм вышел на экраны, книга стала расходиться многомиллионными тиражами. Конечно, с иллюстрациями Анатолия Савченко. Как вспоминает Анатолий Михайлович, над фильмом работали очень легко, делали его, что называется, на кураже и на порыве. Многие шутки рождались прямо на площадке – Ливанов, например, до сих пор гордится тем, что экспромтом выдал ставший поговоркой «День варенья». Сложился уникальный актерский ансамбль – Василий Ливанов (Карлсон), Клара Румянова (Малыш), Фаина Раневская (фрекен Бок). Фильмы, нарисованные Савченко, вошли в золотой фонд отечественной анимации. Чудесная рождественская сказка «Щелкунчик», где нет ни одного слова, зато звучит волшебная музыка Чайковского, из года в год создает нам новогоднее настроение. Своих персонажей Анатолий Михайлович старался делать смешными, обаятельными, трогательно-беззащитными и, самое главное – добрыми. И на экране, и в книгах его персонажей ни с кем не спутаешь. Всего же в послужном списке Савченко около 25 мультфильмов. Среди самых известных работ Анатолия Савченко - «Мойдодыр», "Дереза", «Малыш и Карлсон» и «Карлсон вернулся», «Возвращение блудного попугая», «Дядя Фёдор, Пёс и Кот», «Телефон», «Новый наряд короля», «Маленькая Баба-Яга», «Двое из ларца» и другие. «Звёздный дуэт» Савченко и Степанцев не спешили тиражировать успех. Напротив - режиссёр Б. Степанцев круто поменял курс – начал экспериментировать. Они сделали два «взрослых» мультфильма – «Окно» и «Песня о соколе». Первый - о любви, где музыку Прокофьева исполнял оркестр, которым дирижировал великий Хачатурян. Но и на фоне этих имён Савченко не потерялся. С I Международного фестиваля анимационных фильмов в Мамайе (Румыния), они уехали с «Серебряным Пеликаном». А в «Песне о соколе», тоже музыкальном, сделанном на произведениях Скрябина, экспериментировал уже сам Савченко – весь фильм выполнен в технике живописи по стеклу. Несмотря на успех созданных им мультфильмов, никаких государственных наград и премий Анатолий Михайлович за свою карьеру не получил, не считая поздравительной телеграммы к 80-летию от президента России Владимира Путина в 2004 году и телеграммы Никиты Михалкова от Союза кинематографистов России с юбилеем. Ни карьерного роста, ни богатств, разве что глубочайшее уважение коллег – мультипликаторов, книжных иллюстраторов. Не случайно, практически все коллеги говорили о Савченко как об гениальном и скромном человеке. Остальные награды - только фестивальные. Например, «Ника» 1988 года за «Возвращение блудного попугая». Среди других наград: приз международного фестиваля в Аннеси за мультфильм «Петя и Красная Шапочка» (1958 год), приз международного фестиваля в Карловых Варах за мультфильм «Мурзилка на спутнике» (1960 год), приз международного фестиваля в Мамае за мультфильм «Окно» (1966 год), призы Международного фестиваля фильмов, посвящённых работе Красного Креста, в Варне (1973 год) и приз Международного фестиваля соцстран по охране здоровья (1972 год) за мультфильм «Сердце», приз международного фестиваля детских фильмов в Хихоне за музыкальный мультфильм «Щелкунчик» (1974 год) и другие. После выхода на пенсию и почти до самой смерти Анатолий Савченко занимался иллюстрированием детских книг, в их числе: «Мальчик-с-пальчик» и «Красная Шапочка» Шарля Перро; русские народные сказки - «Гуси-лебеди», «Репка»; «Хрюшка обижается» Вл. Орлова; «Домовенок Кузя» Т. Александровой; «Сказки для самых маленьких» Г. Цыферова и многие другие.
Анатолий Михайлович ушел из жизни 18 августа 2011 в возрасте 87 лет. Похоронен в Подмосковье на Митинском кладбище.
Сегодня книги с иллюстрациями художника постоянно переиздаются. Хотите вернуться в детство? Откройте книгу с иллюстрациями Анатолия Савченко.
Анатолий Михайлович ушел из жизни 18 августа 2011 в возрасте 87 лет. Похоронен в Подмосковье на Митинском кладбище.
Сегодня книги с иллюстрациями художника постоянно переиздаются. Хотите вернуться в детство? Откройте книгу с иллюстрациями Анатолия Савченко.
Александрова Т. Домовенок Кузя
Возвращение блудного попугая
Гуси-лебеди. Сказка
Линдгрен А. Малыш и Карлсон
Маршак С. Я. Сказка об умном Мышонке
Михалков С. В. Трезор и другие стихи
Носов Н. Мишкина каша
Орлов В. Хрюшка обижается
сказки-малютки
Сутеев В. Кто сказал мяу
Успенский Э. Истории про мальчика Яшу
Цыферов Г. Сказки о зврятах
Ш. Перро Ш. Красная Шапочка