Гороховский Эдуард Семёнович (1929-2004)
Эдуард Семёнович Гороховский - выдающийся советский российский художник, классик московского концептуализма, талантливый публицист, основатель российского «photo-based art» («искусство, строящееся на основе фотоизображения»).
Родился Эдуард Семёнович 12 июня 1929 в Виннице, (Украина). В 1954 году окончил архитектурный факультет Одесского строительного института с красным дипломом. Первые учителя по живописи, рисунку, истории искусств - А. Постель, Т. Фрайерман, Г. Готгельф, А. Копылов. После окончания института по распределению переехал в Новосибирск. Как архитектор проработал первые два года. Ушел в свободное, но рискованное плавание в океан под названием “изобразительное искусство”. Занялся книжной иллюстрацией, осваивая ее едва ли не с нуля, работая, не разгибаясь по 12 часов. В Новосибирске встретился с людьми, которые приобщили его к искусству, поддержали, помогли адаптироваться и в дальнейшем сыграли в его жизни большую роль. В первую очередь - очаровательный человек и замечательный художник Н. Д. Грицюк, которого он считал своим неофициальным учителем. Открытием для себя импрессионизма, экспрессионизма, кубизма, русского авангарда он обязан, прежде всего Грицюку. В Новосибирске художник приобретает известность как изобретательный и продвинутый иллюстратор. Работами Гороховского иллюстрировали детский альманах «Золотые искорки», который издавался Новосибирским книжным издательством. Эдуард Семёнович иллюстрировал политическую литературу, прозу и поэзию новосибирских писателей. Внёс большой вклад в развитие цветной печати в Новосибирске. В 1955 году впервые участвовал в официальной выставке Новосибирского союза художников. Многие работы были представлены на персональной выставке в 1967 году. В 1961 году он участвовал в коллективной росписи молодежного кафе «Спутник», в 1963 самостоятельно оформил конференц-зал Новосибирского турбогенераторного завода. Много занимался станковой графикой: создал серии «Французские впечатления» (1962), «Городская окраина» (1962), «Новосибирск строится» (1966-1967), «Алтайская сказка» (1967), «Революционные песни» (1969). В Западно-Сибирском книжном издательстве ежегодно выходило по несколько книг, иллюстрированных художником. С 1957 по 1990 Э. С. Гороховский проиллюстрировал более 120 книг, в основном детских. Среди них - иллюстрации к детским книгам Г. Сапгира, Э. Мошковской, Г. Балла, А. Волкова, Л. Кэрролла, сказкам Ш. Перро и братьев Гримм, В. Гауфа, «Тысяча и одной ночи». Лошарик и Алиса, Урфин Джюс и Шахерезада оживают на страницах книжек благодаря искусной руке мастера. Всего лишь малая часть наследия хранится в фондах Новосибирского художественного музея, но именно она и представляет особую ценность. Среди этих произведений выделяются образцы его книжной графики: шесть иллюстраций к сборнику А. Л. Гарф и П. В. Кучияка «Ак-Чечек – белый цветок» ((1967, 1968), выполненных в технике линогравюры и восемь офортов к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (1974). Иллюстрации к алтайским сказкам выполнены в технике гравюры на линолеуме. Ёмкие, объемные и лаконичные оттиски точно изображают национальный колорит, тесную связь сказок с природным миром. Не забывал и об орнаментальности, использовал декоративные элементы: узоры на сбруе, богатая вышивка на одежде, затейливые рисунки на колчане охотника. Художник изящно использовал технику офорт (гравюра на металле) при оформлении пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Его книжные иллюстрации получали дипломы, экспонировались на отечественных и международных выставках. В 1968 году был принят в Союз художников СССР. В 1974 году переехал из Сибири в Москву, познакомился с художниками-концептуалистами группы “Сретенский бульвар” – Ильей Кабаковым, Владимиром Янкилевским, Иваном Чуйковым, Эриком Булатовым, В. Пивоваровым и др. То, чем занимались художники, носило название “неофициальное искусство”. Это искусство было непризнанным. Открытых помещений для выставок работ не было, выставлялись в сомнительных местах, полулегальных и это преследовалось властью. И если бы не перестройка, могло бы это кончиться не очень хорошо. Альтернативное искусство нашло себе место в жизни и существует сейчас легально, не преследуется. С 1978 года в течение 15 лет Эдуард Гороховский сотрудничал с журналом "Веселые картинки". В то время в редакции журнала появилось много новых лиц, к работе над изданием привлекли художников-концептуалистов, в том числе и Гороховского, Кабакова, Пивоварова. Они привнесли в жизнь журнала дух бунтарства и свободы. То, что было невозможно в "серьезных" изданиях, воплотилось на страницах "Веселых картинок". Их работы совершенно изменили лицо журнала, ставшего намного живее и интереснее. Семидесятые годы были заполнены интенсивной работой над поисками новой пластической выразительностью. Гороховский довольно скоро занял собственную нишу, избрав для художественного осмысления действительности направление «photo-based art», в котором стал фактически первопроходцем и которому оставался верен на протяжении многих лет. Его эксперименты со старыми выцветшими снимками, носили скорее философский характер. Он воспроизводил старые фотопортреты, в «пространство» которых внедрял тексты, геометрические фигуры, на них появлялись царапины, прорывы, наросты – оттиски штемпеля, сигнальные знаки и прочее. Свои работы называет фотограммами. Персональные выставки художника прошли в выставочном зале СХ СССР (Новосибирск, 1967); в Канберре, Австралия (1979), в «Первой галерее» (Москва, 1989) и др. Тем не менее, Гороховский продолжал сотрудничать с Новосибирским книжным издательством, иллюстрируя книги новосибирских писателей. Принимал участие в неофициальных, полуофициальных и официальных отечественных и зарубежных выставках (более 220). С 1991 года значительную часть времени жил и работал в Германии, в г. Оффенбах. Работы находятся в музейных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Австрии, Германии, Японии, Чехии, США, Швейцарии, Греции, Франции.
Умер - 30 июня 2004, похоронен в Германии в г. Оффенбах (Франкфурт-на-Майне).
Родился Эдуард Семёнович 12 июня 1929 в Виннице, (Украина). В 1954 году окончил архитектурный факультет Одесского строительного института с красным дипломом. Первые учителя по живописи, рисунку, истории искусств - А. Постель, Т. Фрайерман, Г. Готгельф, А. Копылов. После окончания института по распределению переехал в Новосибирск. Как архитектор проработал первые два года. Ушел в свободное, но рискованное плавание в океан под названием “изобразительное искусство”. Занялся книжной иллюстрацией, осваивая ее едва ли не с нуля, работая, не разгибаясь по 12 часов. В Новосибирске встретился с людьми, которые приобщили его к искусству, поддержали, помогли адаптироваться и в дальнейшем сыграли в его жизни большую роль. В первую очередь - очаровательный человек и замечательный художник Н. Д. Грицюк, которого он считал своим неофициальным учителем. Открытием для себя импрессионизма, экспрессионизма, кубизма, русского авангарда он обязан, прежде всего Грицюку. В Новосибирске художник приобретает известность как изобретательный и продвинутый иллюстратор. Работами Гороховского иллюстрировали детский альманах «Золотые искорки», который издавался Новосибирским книжным издательством. Эдуард Семёнович иллюстрировал политическую литературу, прозу и поэзию новосибирских писателей. Внёс большой вклад в развитие цветной печати в Новосибирске. В 1955 году впервые участвовал в официальной выставке Новосибирского союза художников. Многие работы были представлены на персональной выставке в 1967 году. В 1961 году он участвовал в коллективной росписи молодежного кафе «Спутник», в 1963 самостоятельно оформил конференц-зал Новосибирского турбогенераторного завода. Много занимался станковой графикой: создал серии «Французские впечатления» (1962), «Городская окраина» (1962), «Новосибирск строится» (1966-1967), «Алтайская сказка» (1967), «Революционные песни» (1969). В Западно-Сибирском книжном издательстве ежегодно выходило по несколько книг, иллюстрированных художником. С 1957 по 1990 Э. С. Гороховский проиллюстрировал более 120 книг, в основном детских. Среди них - иллюстрации к детским книгам Г. Сапгира, Э. Мошковской, Г. Балла, А. Волкова, Л. Кэрролла, сказкам Ш. Перро и братьев Гримм, В. Гауфа, «Тысяча и одной ночи». Лошарик и Алиса, Урфин Джюс и Шахерезада оживают на страницах книжек благодаря искусной руке мастера. Всего лишь малая часть наследия хранится в фондах Новосибирского художественного музея, но именно она и представляет особую ценность. Среди этих произведений выделяются образцы его книжной графики: шесть иллюстраций к сборнику А. Л. Гарф и П. В. Кучияка «Ак-Чечек – белый цветок» ((1967, 1968), выполненных в технике линогравюры и восемь офортов к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (1974). Иллюстрации к алтайским сказкам выполнены в технике гравюры на линолеуме. Ёмкие, объемные и лаконичные оттиски точно изображают национальный колорит, тесную связь сказок с природным миром. Не забывал и об орнаментальности, использовал декоративные элементы: узоры на сбруе, богатая вышивка на одежде, затейливые рисунки на колчане охотника. Художник изящно использовал технику офорт (гравюра на металле) при оформлении пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Его книжные иллюстрации получали дипломы, экспонировались на отечественных и международных выставках. В 1968 году был принят в Союз художников СССР. В 1974 году переехал из Сибири в Москву, познакомился с художниками-концептуалистами группы “Сретенский бульвар” – Ильей Кабаковым, Владимиром Янкилевским, Иваном Чуйковым, Эриком Булатовым, В. Пивоваровым и др. То, чем занимались художники, носило название “неофициальное искусство”. Это искусство было непризнанным. Открытых помещений для выставок работ не было, выставлялись в сомнительных местах, полулегальных и это преследовалось властью. И если бы не перестройка, могло бы это кончиться не очень хорошо. Альтернативное искусство нашло себе место в жизни и существует сейчас легально, не преследуется. С 1978 года в течение 15 лет Эдуард Гороховский сотрудничал с журналом "Веселые картинки". В то время в редакции журнала появилось много новых лиц, к работе над изданием привлекли художников-концептуалистов, в том числе и Гороховского, Кабакова, Пивоварова. Они привнесли в жизнь журнала дух бунтарства и свободы. То, что было невозможно в "серьезных" изданиях, воплотилось на страницах "Веселых картинок". Их работы совершенно изменили лицо журнала, ставшего намного живее и интереснее. Семидесятые годы были заполнены интенсивной работой над поисками новой пластической выразительностью. Гороховский довольно скоро занял собственную нишу, избрав для художественного осмысления действительности направление «photo-based art», в котором стал фактически первопроходцем и которому оставался верен на протяжении многих лет. Его эксперименты со старыми выцветшими снимками, носили скорее философский характер. Он воспроизводил старые фотопортреты, в «пространство» которых внедрял тексты, геометрические фигуры, на них появлялись царапины, прорывы, наросты – оттиски штемпеля, сигнальные знаки и прочее. Свои работы называет фотограммами. Персональные выставки художника прошли в выставочном зале СХ СССР (Новосибирск, 1967); в Канберре, Австралия (1979), в «Первой галерее» (Москва, 1989) и др. Тем не менее, Гороховский продолжал сотрудничать с Новосибирским книжным издательством, иллюстрируя книги новосибирских писателей. Принимал участие в неофициальных, полуофициальных и официальных отечественных и зарубежных выставках (более 220). С 1991 года значительную часть времени жил и работал в Германии, в г. Оффенбах. Работы находятся в музейных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Австрии, Германии, Японии, Чехии, США, Швейцарии, Греции, Франции.
Умер - 30 июня 2004, похоронен в Германии в г. Оффенбах (Франкфурт-на-Майне).
Ак-Чечек - Белый Цветок. Алтайские народные сказки
Волков А. Семь подземных королей
Гарф Анна. Агас - Отважный Горностай
Гарф Анна. Грозный Чалл
Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране чудес
Маршак Самуил. Рассказ о неизвестном герое
Станчев Лучезар, Зидаров Николай, Ангелов Цветан. Я и солнышко - друзья