Шишмарева Татьяна Владимировна (1905-1994)
Татьяна Владимировна - советский и российский художник-акварелист, график, книжный иллюстратор, Член Союза художников СССР. Родилась 17 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге, в котором прожила всю жизнь. Жила на 2-й линии Васильевского острова. Семья была интеллигентной. Ее мама, Анна Михайловна Усова, певица и педагог. Отец, Владимир Федорович, филолог, лингвист, профессор Санкт-Петербургского университета. Муж, Василий Андрианович Власов, художник, узник ГУЛАГа. Их сын, Борис Васильевич Власов, тоже художник окончил Академию художеств, графический факультет. Лето семья проводила в костромском имении. Сама она писала в мемуарах так: «Наука и искусство окружали меня всю жизнь». Училась в Костроме, а позднее на археологическом факультете тогда уже Петроградского университета (1923-1924). Посещала частные художественные студии. Среди ее наставников в живописи были: известный русский художник, мастер городского пейзажа М. Добужинский, Н. Радлов, А. Савинов. Татьяна была против учебы в Академии художеств, говорила, что там убивают индивидуальность. Она выбрала путь иллюстратора книг. Успешно работала с 1926 года в Детгизе у В. Лебедева, затем на киностудии «Ленфильм» (1932—1934), в различных издательствах. С 1933-1991 специализировалось на издании детской литературы. К своей работе относилась серьезно и очень бережно, отмечала: «Иллюстрация - некий портрет писателя, его эпохи, его стиля, она должна расширить восприятие текста, дополняя его зрительными образами, идя порой рядом с писателем, а порой по его следам». С 1934 по 1946 годы Татьяна Владимировна преподавала в ленинградских вузах.
В течение долгого времени Т. В. Шишмарёву знали почти исключительно как иллюстратора, автора многократно издававшихся и пользовавшихся заслуженной известностью иллюстраций, прежде всего к произведениям русской классической литературы. Ученица В. В. Лебедева, Татьяна Владимировна много и плодотворно работала в книжной иллюстрации, и не только в детской, которой Шишмарева всегда придавала большое воспитательное значение. Она автор замечательных иллюстраций к произведениям Бальзака, Диккенса, Стивенсона, Пушкина («Пиковая дама»), Грибоедова («Горе от ума»), прозе Гоголя, Гончарова, Н. Лескова, А. Чехова, А. Куприна, М. Горького, И. Ефремова, В. Бианки и др.
Также она писала картины. Среди ее произведений есть пейзажи и натюрморты, но главное место занимают портреты современников (художников, актеров, писателей, ученых, в т. ч. академика В. М. Жирмунского). Портретные рисунки выполнены чаще всего контурной линией, которая нанесена решительной, уверенной рукой. Все предварительно продумано, взвешено, Портреты, выполненные таким образом, всегда отражали характер образа и его психологическую характеристику. Она создала многочисленные графические портреты современников. Станковой графикой художница занималась не меньше, чем иллюстрированием. Художница умела справиться с любой работой (приходилось ей и коров доить) и оставалась человеком широкой души. Она подарила более ста своих картин Русскому музею и знакомым искусствоведам; её дом был открыт для друзей.
В 60-х годах, будучи мастером со сложившейся, устойчивой репутацией иллюстратора и портретиста, Шишмарева увлеклась новым для себя жанром станковой графики - ‘интерьером’. В рисунках художницы отразился ее интерес к повседневной человеческой жизни: перед нами то комната дачного дома в новогоднюю ночь, то городское жилье, заставленное разномастной, но уютной мебелью, то мастерская. ‘Интерьеры’ автобиографичны, они выразительно свидетельствуют о душевном складе и привычках художницы.
Исследователь Л. В. Мочалов в статье, посвящённой ленинградской художнице писал: «Главенствующая подоплёка её творчества - неприятие пережимов, внутренняя уравновешенность, такт, наконец, понимание роли нюансов - того, без чего нет и не может быть подлинного искусства. Упомянутые качества, а также высокая профессиональная культура, тонкий, хорошо поставленный вкус прочно связывают Шишмарёву с традицией ленинградской живописно-графической „школы“ 20-30-х годов». Она одна из наиболее ярких и интересных представителей отряда ленинградских графиков. С 1935 года Т. В. Шишмарёва постоянно участвовала в коллективных выставках, а персональная выставка ее работ состоялась в 1975 году, когда художнице было 70 лет.
В конце жизни Татьяна Шишмарева сказала знакомой: «Рисовать больше не могу. Пишу воспоминания - это мой долг». И действительно, из-под ее пера вышли воспоминания о художниках В. Лебедеве, Н. Лапшине, Н. Тырсе, Ю. Васнецове. Т. В. Шишмарёва принадлежала к тому поколению ленинградских художников, которое многим было обязано художнику В. В. Лебедеву - не только основами профессионального мастерства, но и основами искусствопонимания, художественными вкусами, эстетическими убеждениями. Были положения, которые Лебедев считал аксиоматичными. Одно из них гласило: художник обязан быть современен, должен принадлежать своей эпохе и выражать ее своим творчеством. Творчество Татьяны Васильевны Шишмарёвой абсолютно соответствует этому правилу. Ее не стало в 1994 году. Она похоронена на кладбище в Комарово рядом со своим отцом.
[
В течение долгого времени Т. В. Шишмарёву знали почти исключительно как иллюстратора, автора многократно издававшихся и пользовавшихся заслуженной известностью иллюстраций, прежде всего к произведениям русской классической литературы. Ученица В. В. Лебедева, Татьяна Владимировна много и плодотворно работала в книжной иллюстрации, и не только в детской, которой Шишмарева всегда придавала большое воспитательное значение. Она автор замечательных иллюстраций к произведениям Бальзака, Диккенса, Стивенсона, Пушкина («Пиковая дама»), Грибоедова («Горе от ума»), прозе Гоголя, Гончарова, Н. Лескова, А. Чехова, А. Куприна, М. Горького, И. Ефремова, В. Бианки и др.
Также она писала картины. Среди ее произведений есть пейзажи и натюрморты, но главное место занимают портреты современников (художников, актеров, писателей, ученых, в т. ч. академика В. М. Жирмунского). Портретные рисунки выполнены чаще всего контурной линией, которая нанесена решительной, уверенной рукой. Все предварительно продумано, взвешено, Портреты, выполненные таким образом, всегда отражали характер образа и его психологическую характеристику. Она создала многочисленные графические портреты современников. Станковой графикой художница занималась не меньше, чем иллюстрированием. Художница умела справиться с любой работой (приходилось ей и коров доить) и оставалась человеком широкой души. Она подарила более ста своих картин Русскому музею и знакомым искусствоведам; её дом был открыт для друзей.
В 60-х годах, будучи мастером со сложившейся, устойчивой репутацией иллюстратора и портретиста, Шишмарева увлеклась новым для себя жанром станковой графики - ‘интерьером’. В рисунках художницы отразился ее интерес к повседневной человеческой жизни: перед нами то комната дачного дома в новогоднюю ночь, то городское жилье, заставленное разномастной, но уютной мебелью, то мастерская. ‘Интерьеры’ автобиографичны, они выразительно свидетельствуют о душевном складе и привычках художницы.
Исследователь Л. В. Мочалов в статье, посвящённой ленинградской художнице писал: «Главенствующая подоплёка её творчества - неприятие пережимов, внутренняя уравновешенность, такт, наконец, понимание роли нюансов - того, без чего нет и не может быть подлинного искусства. Упомянутые качества, а также высокая профессиональная культура, тонкий, хорошо поставленный вкус прочно связывают Шишмарёву с традицией ленинградской живописно-графической „школы“ 20-30-х годов». Она одна из наиболее ярких и интересных представителей отряда ленинградских графиков. С 1935 года Т. В. Шишмарёва постоянно участвовала в коллективных выставках, а персональная выставка ее работ состоялась в 1975 году, когда художнице было 70 лет.
В конце жизни Татьяна Шишмарева сказала знакомой: «Рисовать больше не могу. Пишу воспоминания - это мой долг». И действительно, из-под ее пера вышли воспоминания о художниках В. Лебедеве, Н. Лапшине, Н. Тырсе, Ю. Васнецове. Т. В. Шишмарёва принадлежала к тому поколению ленинградских художников, которое многим было обязано художнику В. В. Лебедеву - не только основами профессионального мастерства, но и основами искусствопонимания, художественными вкусами, эстетическими убеждениями. Были положения, которые Лебедев считал аксиоматичными. Одно из них гласило: художник обязан быть современен, должен принадлежать своей эпохе и выражать ее своим творчеством. Творчество Татьяны Васильевны Шишмарёвой абсолютно соответствует этому правилу. Ее не стало в 1994 году. Она похоронена на кладбище в Комарово рядом со своим отцом.
Работы художника
[i]Горький М. Сказки об Италии[/i]
[i]Грибоедов А. С. Горе от ума[/i]
[i]Куприн А. И. Ю-Ю[/i]
[i]Пушкин А. Пиковая дама[/i]
[i]Пушкин А. С. Пиковая дама[/i]
[
i]Пушкин А.Пиковая дама[/i]
[i]Пушкин А.С. Пиковая дама[/i]
[i]Три апельсина. Итальянские народнын сказки[/i]
[i]Умный ягненок. Для малышей. Индийская сказка[/i]
[i]Умный ягненок. Индийская сказка[/i]
[i]Чехов А. П. Ванька[/i]