Бойм Соломон Самсонович (1899-1978)
Соломон Самсонович - советский художник, график, мастер рисунка, акварели и литографии, книжный иллюстратор, педагог, профессор живописи Московского художественного училища памяти 1905 года.
Он родился 26 ноября 1899 года в городе Дмитриев, Курской области, в семье ремесленника-переплетчика. В 1911 году поступил в Дмитриевское реальное училище, где на его художественное развитие оказал большое влияние преподаватель рисования Генрих Генрихович Теснер, выпускник петербургской Академии художеств. В 1917 году он окончил с отличием полный курс реального училища по основному отделению. В 1918 году поступил в Харьковское художественное училище.
В 1919 году был мобилизован в Красную Армию. Участвовал в боях против Деникина под Орлом, далее был откомандирован в отдельную бригаду по формированию бронепоездов и десантных отрядов, где служил до конца Гражданской войны.
1922-1929. После демобилизации, учился на графическом факультете Вхутемаса (впоследствии Вхутеина) в Москве. Шесть лет учебы в мастерских подарили художнику годы увлеченной творческой работы с такими учителями, как П. И. Львов, Н. Н. Купреянов, П. В. Митурич. Дипломная работа - серия цветных автолитографий "Деревня".
С 1929 иллюстрировал книги, выпускаемые Детгизом и другими издательствами (1931-1932), создавал произведения станковой графики на актуальные в то время историко-идеологические темы.
1932. Становится членом МОССХ и СХ СССР.
1937-1941. Преподавал рисунок в студии ВЦСПС
1939-1941. Преподавал акварель и литографию в МГАХИ имени В. И. Сурикова
1941. С началом Великой Отечественной Войны, в 1941 году получил назначение в Кронштадтский дом Военно-Морского Флота, где возглавлял работу по наглядной агитации.
1942. Откомандирован в газету «Красный Балтийский флот». Вместе с моряками Балтики провел все годы блокады в Ленинграде.
1943-1945. Главный художник Политического управления Балтийского флота, в звании капитана административной службы, где вел агитмассовую работу как плакатист и иллюстратор флотских газет и делал в то же время зарисовки и этюды. Так возникли серии акварелей «Балтийский флот на защите города Ленина» и «Ленинград в блокаде». В послевоенные годы художник с увлечением продолжает развивать тему о жизни Военно-Морского флота, но уже в мирной обстановке, показывая «Шлюпочное соревнование», «Эсминец», «Артиллерийское учение», «Быстроходные тральщики перед походом» и другие.
1946-1948. Преподавал в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года.
Творческие интересы Бойма разнообразны. Он работает над портретом. Возникают портреты людей разных профессий и специальностей, показанных в типичной для них среде, в повседневной их деятельности. В каждом изображаемом человеке художник умеет открыть особенное, и в то же время всех этих людей, объединяют богатство внутренней жизни, острота интеллекта. В характерах портретируемых художник подчеркивает их отношение к труду, как к главному и радостному делу жизни, гуманизм советского человека, уверенность в будущем. Портретные характеристики в равной мере свойственны юным нахимовцам - «Нахимовец Женя», «Нахимовец в робе», «Рулевой», «Юнга», знатным ткачихам Трехгорной мануфактуры, старому речнику на Цимлянском море, кочегару пловучего крана, старшему мастеру прокатного цеха завода «Серп и молот», многочисленным портретам матросов, которых Бойм пишет окруженных ветром морских или речных просторов. Дарование Бойма помогает ему запечатлеть в рисунке настроение, душевное состояние изображенного в данный момент.
Любимая техника Бойма - акварель, требующая творческой взыскательности, профессиональной точности руки. Его акварели являются хорошим примером реалистической акварельной живописи, продолжающей традиции русской школы акварелистов, но отвечающей задачам отображения современной советской темы. Его рисунки привлекают законченностью и пластичностью формы, изяществом, разнообразием цветовой гаммы и приемов.
Бойм также стремится проникнуть в образ природы в пейзаже, как в образ человека в портрете. Он мастерски изображает море, никогда не видя его пустым. Предпочитает море в шумном порту, оживленное трудовой деятельностью человека. В послевоенные годы художник с увлечением продолжает развивать тему о жизни Военно-Морского флота, но уже в мирной обстановке, показывая «Шлюпочное соревнование», «Эсминец», «Артиллерийское учение», «Быстроходные тральщики перед походом» и другие. Много наблюдений, новых сюжетов вносит художник в известную сюиту акварелей и в автолитографиях, выполненных на ту же тему - «Нахимовцы» (1951-952); «Волго-Дон» (1953-1955); «Москва» (1957 – 1964); «Детская муз. школа» (1959); «Балтика» (1963). С 1952 по 1958 год Соломон Самсонович создаёт серию «Ленинград». В собрании Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда представлены его плакаты: «Разгромим фашистских налётчиков» (1941), «Очистим советские воды Балтики от вражеской нечисти» (1944), «В атаку идут балтийцы» (1943), «Первый морской бой с фашистскими кораблями» (1943). Большое значение в творчестве художника сыграла его поездка на «Волго-Дон» (1953) в результате которой были созданы акварели, открывающие зрителю новых людей в галерее портретов, новую природу в пейзажах, измененную созидательным стремлением человека, отражает какую-либо сторону трудовой жизни людей. К таким работам относятся: «В Цимлянском порту. Бункеровка»‚ «15-й шлюз», «У входа в Волго-Донской канал», «Тихий Дон», «В Ростовском порту».
Бойм С. С. - большой мастер архитектурного пейзажа. Это один из основных мотивов его работ. Бесспорной победой художника является серия работ, посвященная Ленинграду. В каждой акварели он находит новую точку зрения на городской ландшафт, так хорошо знакомый каждому. Своеобразие композиции помогает зрителю с новым интересом воспринять изображаемое и запомнить такие листы художника, как «Проспект Сталина», «Канал Грибоедова», «Невский проспект», «Стрелка Васильевского острова», «Ростральная колонна», «Утро на Неве», «Михайловский сад». Его интересовали разные темы, но больше всего С. С. Бойм любил писать городской пейзаж. Его жизнь связана с двумя городами – Москвой и Ленинградом. Целые циклы акварелей посвящены Петербургу, в которых город предстает перед зрителем в туманно-серебристой дымке. Художник подметил красоту советской архитектуры Ленинграда, оживленное движение на его проспектах и удачно развил тему его классического зодчества. Ленинградские акварели Бойма подчеркивают монументальность архитектуры крупными деталями первого плана. Исследование жизни города на время прерывается Великой Отечественной войной. Художника направляют в Кронштадт, а затем в блокадный Ленинград. Эти трудные, героические дни стали следующей темой. К ней художник возвращается не раз. Делая небольшие зарисовки во время войны, он только спустя несколько лет воплотил их в акварели, поэтому на работах часто стоит двойная дата. Эта сложная тема требовала времени для осознания, внутреннего равновесия. Из уникальной серии «Ленинград в блокаде» представлены работы «Мужество» (1974) и «Первые дни войны» (1970). Москва - муза постоянных художественных исканий и экспериментов мастера. Он исследует феномен «большого города», сочетание и наслоение в нем современности и старины, замещение и противопоставление одного другому. Сохранились его пейзажи Москвы и окрестностей. Интереснейший графический цикл «Балтика» связан с командировкой в последний год войны по городам Прибалтики и Восточной Пруссии. Целью этой командировки была фиксация и зарисовка необходимых картографических и военных данных. Но художник в ней отдает дань и творческому процессу. Пейзажи береговых линий Балтийска и Мемеля (ныне Клайпеда), военнопленных немцев, кораблей в их величии, и, конечно Балтийского моря. Есть работы, написанные во время путешествий по малым городам России. Его картины – это уникальные акварели с видами городов, портретами советских людей, их праздниками и буднями.
Соломон Соломонович принимал участие в выставках: первая выставка графики в Москве (1926), Международная выставка «Искусство книги» в Париже и Лионе (1931-1932), выставка советского искусства в Кенигсберге (1932), юбилейные выставки «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932—1934), выставка графики на тему истории ВКП(б) в Москве (1940), выставка советской графики в Нью-Йорке (1940), персональная выставка в Москве, где была показана серия литографий и акварелей - «Балтийский флот на защите города Ленина», «Ленинград в блокаде», «Балтика» (1944), всесоюзные художественные выставки (1946-1978), персональные выставки в Москве (1944, 1950, 1954, 1978), персональные выставки в Таллине и Кронштадте (1968).
Произведения художника находятся во многих музейных собраниях: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музей ВОВ в Москве, Музей Истории Ленинграда, Чувашский государственный художественный музей, Картинная галерея города Красноармейска (в ней более 100 произведений - гуаши, акварели, карандашные рисунки, оригиналы книжных иллюстраций, листовки, плакаты, литографии), Дмитриевский краеведческий музей им. А. Ф. Вангенгейма, Музей русской живописи и прикладного искусства в Калининграде. Также много работ этого художника находится в других государственных и частных собраниях в России, а также во многих зарубежных странах.
Его Награды и премии:
орден Красной Звезды (1944)
Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Иллюстрации С. С. Бойма тесно связаны с его натурными работами над портретом и пейзажем. Именно поэтому образы литературных героев и среда, в которой они действуют, обладают жизненной убедительностью. Верное воспроизведение эпохи и типичных характеров людей свойственны лучшим его иллюстрациям. Книги, проиллюстрированные С. С. Боймом, включают в себя художественные произведения А. П. Чехова: «Ванька», «Степь», «В овраге», «Душечка», «Человек в футляре», «Лошадиная фамилия", «Новая дача»; К. Станюковича «Морские рассказы»; Н. А. Некрасова поэма «Русские женщины»; В. Т. Короленко: "Дети подземелья", «Чудная»; А. С. Пушкина "Дубровский"; И. С. Тургенева «Муму»; Н. Толстого «Филлипок»; К. Паустовского «Заячьи лапы»; Л. Кассиля «Дядя Коля, Мухолов»; О. Иваненко повесть «Тарасова доля»; Д. Дрожжин «Ласточка» и мн. др.
Творческие интересы Соломона Бойма многообразны: он работал над портретом и жанровыми темами, над иллюстрациями к творениям классиков и советских писателей. Но к какой бы теме художник не обращался, он относился к ней с чувством ответственности, с любовью к изображаемому. Поэтому у него нет холодных и равнодушных работ. Художника всегда вдохновляла любовь к жизни в достойных её проявлениях, но не в приподнятом и героическом, а в простом и обыденном. По словам известного искусствоведа А. Д. Чегодаева, работам Соломона Бойма присуще «не только ощущение, но и сознательное утверждение значительности и человечности всех “трудов и дней” человека». Соломон Самсонович принадлежал к поколению художников-фронтовиков, которых связывают не только тяжелые воспоминания о войне, переживания неоценимых потерь, общечеловеческие трудности послевоенной разрухи, но и удивительное жизнелюбие. Это поколение романтиков, чье творчество пронизано жизнеутверждающей силой и оптимизмом, тонким восприятием красоты природы. Он был замечательным рисовальщиком. Дети художника, Рахиль Соломоновна Бойм и Александр Соломонович Бойм, пошли по стопам отца, стали художниками. Его путевые наброски и фронтовые рисунки – это богатейший материал для истории.. Его не стало 6 апреля 1978 года в Москве.
Он родился 26 ноября 1899 года в городе Дмитриев, Курской области, в семье ремесленника-переплетчика. В 1911 году поступил в Дмитриевское реальное училище, где на его художественное развитие оказал большое влияние преподаватель рисования Генрих Генрихович Теснер, выпускник петербургской Академии художеств. В 1917 году он окончил с отличием полный курс реального училища по основному отделению. В 1918 году поступил в Харьковское художественное училище.
В 1919 году был мобилизован в Красную Армию. Участвовал в боях против Деникина под Орлом, далее был откомандирован в отдельную бригаду по формированию бронепоездов и десантных отрядов, где служил до конца Гражданской войны.
1922-1929. После демобилизации, учился на графическом факультете Вхутемаса (впоследствии Вхутеина) в Москве. Шесть лет учебы в мастерских подарили художнику годы увлеченной творческой работы с такими учителями, как П. И. Львов, Н. Н. Купреянов, П. В. Митурич. Дипломная работа - серия цветных автолитографий "Деревня".
С 1929 иллюстрировал книги, выпускаемые Детгизом и другими издательствами (1931-1932), создавал произведения станковой графики на актуальные в то время историко-идеологические темы.
1932. Становится членом МОССХ и СХ СССР.
1937-1941. Преподавал рисунок в студии ВЦСПС
1939-1941. Преподавал акварель и литографию в МГАХИ имени В. И. Сурикова
1941. С началом Великой Отечественной Войны, в 1941 году получил назначение в Кронштадтский дом Военно-Морского Флота, где возглавлял работу по наглядной агитации.
1942. Откомандирован в газету «Красный Балтийский флот». Вместе с моряками Балтики провел все годы блокады в Ленинграде.
1943-1945. Главный художник Политического управления Балтийского флота, в звании капитана административной службы, где вел агитмассовую работу как плакатист и иллюстратор флотских газет и делал в то же время зарисовки и этюды. Так возникли серии акварелей «Балтийский флот на защите города Ленина» и «Ленинград в блокаде». В послевоенные годы художник с увлечением продолжает развивать тему о жизни Военно-Морского флота, но уже в мирной обстановке, показывая «Шлюпочное соревнование», «Эсминец», «Артиллерийское учение», «Быстроходные тральщики перед походом» и другие.
1946-1948. Преподавал в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года.
Творческие интересы Бойма разнообразны. Он работает над портретом. Возникают портреты людей разных профессий и специальностей, показанных в типичной для них среде, в повседневной их деятельности. В каждом изображаемом человеке художник умеет открыть особенное, и в то же время всех этих людей, объединяют богатство внутренней жизни, острота интеллекта. В характерах портретируемых художник подчеркивает их отношение к труду, как к главному и радостному делу жизни, гуманизм советского человека, уверенность в будущем. Портретные характеристики в равной мере свойственны юным нахимовцам - «Нахимовец Женя», «Нахимовец в робе», «Рулевой», «Юнга», знатным ткачихам Трехгорной мануфактуры, старому речнику на Цимлянском море, кочегару пловучего крана, старшему мастеру прокатного цеха завода «Серп и молот», многочисленным портретам матросов, которых Бойм пишет окруженных ветром морских или речных просторов. Дарование Бойма помогает ему запечатлеть в рисунке настроение, душевное состояние изображенного в данный момент.
Любимая техника Бойма - акварель, требующая творческой взыскательности, профессиональной точности руки. Его акварели являются хорошим примером реалистической акварельной живописи, продолжающей традиции русской школы акварелистов, но отвечающей задачам отображения современной советской темы. Его рисунки привлекают законченностью и пластичностью формы, изяществом, разнообразием цветовой гаммы и приемов.
Бойм также стремится проникнуть в образ природы в пейзаже, как в образ человека в портрете. Он мастерски изображает море, никогда не видя его пустым. Предпочитает море в шумном порту, оживленное трудовой деятельностью человека. В послевоенные годы художник с увлечением продолжает развивать тему о жизни Военно-Морского флота, но уже в мирной обстановке, показывая «Шлюпочное соревнование», «Эсминец», «Артиллерийское учение», «Быстроходные тральщики перед походом» и другие. Много наблюдений, новых сюжетов вносит художник в известную сюиту акварелей и в автолитографиях, выполненных на ту же тему - «Нахимовцы» (1951-952); «Волго-Дон» (1953-1955); «Москва» (1957 – 1964); «Детская муз. школа» (1959); «Балтика» (1963). С 1952 по 1958 год Соломон Самсонович создаёт серию «Ленинград». В собрании Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда представлены его плакаты: «Разгромим фашистских налётчиков» (1941), «Очистим советские воды Балтики от вражеской нечисти» (1944), «В атаку идут балтийцы» (1943), «Первый морской бой с фашистскими кораблями» (1943). Большое значение в творчестве художника сыграла его поездка на «Волго-Дон» (1953) в результате которой были созданы акварели, открывающие зрителю новых людей в галерее портретов, новую природу в пейзажах, измененную созидательным стремлением человека, отражает какую-либо сторону трудовой жизни людей. К таким работам относятся: «В Цимлянском порту. Бункеровка»‚ «15-й шлюз», «У входа в Волго-Донской канал», «Тихий Дон», «В Ростовском порту».
Бойм С. С. - большой мастер архитектурного пейзажа. Это один из основных мотивов его работ. Бесспорной победой художника является серия работ, посвященная Ленинграду. В каждой акварели он находит новую точку зрения на городской ландшафт, так хорошо знакомый каждому. Своеобразие композиции помогает зрителю с новым интересом воспринять изображаемое и запомнить такие листы художника, как «Проспект Сталина», «Канал Грибоедова», «Невский проспект», «Стрелка Васильевского острова», «Ростральная колонна», «Утро на Неве», «Михайловский сад». Его интересовали разные темы, но больше всего С. С. Бойм любил писать городской пейзаж. Его жизнь связана с двумя городами – Москвой и Ленинградом. Целые циклы акварелей посвящены Петербургу, в которых город предстает перед зрителем в туманно-серебристой дымке. Художник подметил красоту советской архитектуры Ленинграда, оживленное движение на его проспектах и удачно развил тему его классического зодчества. Ленинградские акварели Бойма подчеркивают монументальность архитектуры крупными деталями первого плана. Исследование жизни города на время прерывается Великой Отечественной войной. Художника направляют в Кронштадт, а затем в блокадный Ленинград. Эти трудные, героические дни стали следующей темой. К ней художник возвращается не раз. Делая небольшие зарисовки во время войны, он только спустя несколько лет воплотил их в акварели, поэтому на работах часто стоит двойная дата. Эта сложная тема требовала времени для осознания, внутреннего равновесия. Из уникальной серии «Ленинград в блокаде» представлены работы «Мужество» (1974) и «Первые дни войны» (1970). Москва - муза постоянных художественных исканий и экспериментов мастера. Он исследует феномен «большого города», сочетание и наслоение в нем современности и старины, замещение и противопоставление одного другому. Сохранились его пейзажи Москвы и окрестностей. Интереснейший графический цикл «Балтика» связан с командировкой в последний год войны по городам Прибалтики и Восточной Пруссии. Целью этой командировки была фиксация и зарисовка необходимых картографических и военных данных. Но художник в ней отдает дань и творческому процессу. Пейзажи береговых линий Балтийска и Мемеля (ныне Клайпеда), военнопленных немцев, кораблей в их величии, и, конечно Балтийского моря. Есть работы, написанные во время путешествий по малым городам России. Его картины – это уникальные акварели с видами городов, портретами советских людей, их праздниками и буднями.
Соломон Соломонович принимал участие в выставках: первая выставка графики в Москве (1926), Международная выставка «Искусство книги» в Париже и Лионе (1931-1932), выставка советского искусства в Кенигсберге (1932), юбилейные выставки «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932—1934), выставка графики на тему истории ВКП(б) в Москве (1940), выставка советской графики в Нью-Йорке (1940), персональная выставка в Москве, где была показана серия литографий и акварелей - «Балтийский флот на защите города Ленина», «Ленинград в блокаде», «Балтика» (1944), всесоюзные художественные выставки (1946-1978), персональные выставки в Москве (1944, 1950, 1954, 1978), персональные выставки в Таллине и Кронштадте (1968).
Произведения художника находятся во многих музейных собраниях: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музей ВОВ в Москве, Музей Истории Ленинграда, Чувашский государственный художественный музей, Картинная галерея города Красноармейска (в ней более 100 произведений - гуаши, акварели, карандашные рисунки, оригиналы книжных иллюстраций, листовки, плакаты, литографии), Дмитриевский краеведческий музей им. А. Ф. Вангенгейма, Музей русской живописи и прикладного искусства в Калининграде. Также много работ этого художника находится в других государственных и частных собраниях в России, а также во многих зарубежных странах.
Его Награды и премии:
орден Красной Звезды (1944)
Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Иллюстрации С. С. Бойма тесно связаны с его натурными работами над портретом и пейзажем. Именно поэтому образы литературных героев и среда, в которой они действуют, обладают жизненной убедительностью. Верное воспроизведение эпохи и типичных характеров людей свойственны лучшим его иллюстрациям. Книги, проиллюстрированные С. С. Боймом, включают в себя художественные произведения А. П. Чехова: «Ванька», «Степь», «В овраге», «Душечка», «Человек в футляре», «Лошадиная фамилия", «Новая дача»; К. Станюковича «Морские рассказы»; Н. А. Некрасова поэма «Русские женщины»; В. Т. Короленко: "Дети подземелья", «Чудная»; А. С. Пушкина "Дубровский"; И. С. Тургенева «Муму»; Н. Толстого «Филлипок»; К. Паустовского «Заячьи лапы»; Л. Кассиля «Дядя Коля, Мухолов»; О. Иваненко повесть «Тарасова доля»; Д. Дрожжин «Ласточка» и мн. др.
Творческие интересы Соломона Бойма многообразны: он работал над портретом и жанровыми темами, над иллюстрациями к творениям классиков и советских писателей. Но к какой бы теме художник не обращался, он относился к ней с чувством ответственности, с любовью к изображаемому. Поэтому у него нет холодных и равнодушных работ. Художника всегда вдохновляла любовь к жизни в достойных её проявлениях, но не в приподнятом и героическом, а в простом и обыденном. По словам известного искусствоведа А. Д. Чегодаева, работам Соломона Бойма присуще «не только ощущение, но и сознательное утверждение значительности и человечности всех “трудов и дней” человека». Соломон Самсонович принадлежал к поколению художников-фронтовиков, которых связывают не только тяжелые воспоминания о войне, переживания неоценимых потерь, общечеловеческие трудности послевоенной разрухи, но и удивительное жизнелюбие. Это поколение романтиков, чье творчество пронизано жизнеутверждающей силой и оптимизмом, тонким восприятием красоты природы. Он был замечательным рисовальщиком. Дети художника, Рахиль Соломоновна Бойм и Александр Соломонович Бойм, пошли по стопам отца, стали художниками. Его путевые наброски и фронтовые рисунки – это богатейший материал для истории.. Его не стало 6 апреля 1978 года в Москве.
Работы художника
Дрожжин Д. Ласточка
Иваненко О. Повесть Тарасова доля
Кассиль Л. Дядя Коля, Мухолов
Короленко В. Г. Чудная
Паустовский К. Заячьи лапы
Толстой Л. Рассказ Филлипок
Тургенев И. Рассказ Муму
Чехов А. Лошадиная фамилия
Чехов А. П. Повести и рассказы
Чехов А. П. Повесть Степь
Чехов А. П. Рассказ Душечка
Чехов А. П. рассказ В овраге
Чехов А. П. Рассказ Человек в футляре
Чехов А. Рассказ Новая дача