Горлов Дмитрий Владимирович (1899-1988)
Дмитрий Владимирович русский график, художник-иллюстратор, скульптор, мастер декоративно-прикладной пластики, один из основоположников отечественной анималистики. Заслуженный художник РСФСР (1974).
Детство и юность Мити Горлова, родившегося в Петербурге, прошли в подмосковном Богородске, куда вскоре переехали его родители. Его отец, Владимир Петрович Горлов, закончил Горный институт, но в дальнейшем работал заведующим библиотекой, художником-декоратором, актёром, выпускал газету «Богородский листок». Дед художника, Петр Николаевич, знаменитый русский инженер-геолог, общественный деятель, один из пионеров в разработке угольных месторождений Донбасса, Кавказа, Средней Азии и Уссурийского края. В его честь назван город Горловка Донецкой области, два горных перевала, а также хребет в районе Восточной части Центрального Тянь-Шаня.
Художественные способности мальчика обнаружились очень рано. В два года он уже с увлечением рисовал животных, а в реальном училище был первым по рисунку. Все прочили юному дарованию будущность художника, но искусство казалось юноше несерьезной профессией.
Закончив Богородское реальное училище в 1919 году, приехав в Москву, Дмитрий поступает в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию. Затем переходит на естественное отделение Московского университета, но вскоре уходит и оттуда. И только после этого он окончательно решает стать художником и поступает учиться во Вхутемас (1921-1923). Во время обучения во Вхутемасе Горлов работал в Дарвиновском музее ассистентом у художника-анималиста В. А. Ватагина, а также совместно с художником Д. С. Моором как художник-график. Но главные уроки художника-анималиста он получил, наблюдая за животными и делая их зарисовки с натуры. Дмитрий Владимирович очень любил ходить в Московский зоопарк и там делать зарисовки разных животных. Впоследствии он стал автором таких знаменательных работ, как: фонтана с пеликаном для Московского зоопарка, паркового схода с фигурами волков для Нескучного сада, фонтана «Пять медвежат» для Центрального дома пионеров Москвы и других. В анкете он с гордостью писал: «…специальность приобрел в Московском зоопарке».
Среди его зоопарковских друзей – 16-летняя Вера Чаплина, которая, несмотря на 8-летнюю разницу в возрасте звала его Митей. Через 10 лет он будет иллюстрировать ее первую книгу, а их дружба растянется на шестьдесят с лишним лет. В 1928 году Василий Ватагин приводит Дмитрия Горлова в «Детгиз», где он работал как художник детской книги. Старший наставник сыграл в жизни своего ученика важнейшую роль, не только открыв ему путь в большое искусство, но и провел его по многим нужным дорогам профессии. Вдвоем они иллюстрировали несколько книг, среди которых «Живет, растет, движется» Софьи Федорченко (1931). Вместе с Ватагиным Горлов работал и над скульптурными группами животных — для нового входа в Московский зоопарк (1936). На его счету иллюстрации к книгам В. Чаплиной: «Медвежонок Рычик и его товарищи» (1936), «Рычик и Ласка» (1947), «Зимовье зверей» (1951), «Кто как живет» (1955), «Мышонок заблудился» (1957), «Мои воспитанники» (1937), сборник «Малыши с зеленой площадки», рассказы о млекопитающих и птицах от А до Я: «Аист», «Белка», «Волк», «Еж», «Тигр», «Мышонок заблудился», текст к ним написан Г. Скребицким и В. Чаплиной и многим другим. Отдельные рисунки он публикует в журнале «Мурзилка». Многие свои рисунки Дмитрий Горлов переработал для нового издания, которое он иллюстрировал вместе с Георгием Никольским. Первой самостоятельно оформленной книгой Дмитрия стала «Лобо, король Куррумпо» Сетон-Томпсона, выпущенная издательством «Синяя птица» в 1923 году.
Развитие детской темы привело Горлова к декоративной анималистической пластике малых форм. Промежуточным этапом на этом пути стала его работа во Всесоюзном научно-экспериментальном институте игрушки в середине 1930-х, где он разработал более ста моделей игрушек из дерева и папье-маше. В 1943 году Дмитрия Горлова назначают главным художником Гжельского керамического завода, где он создает модели фарфоровых скульптур животных. Многие из них производились потом на других фарфоровых предприятиях, в том числе на Ленинградском фарфоровом заводе. С 1958 года Горлов работает на Дмитровском фарфоровом заводе. В 1940—1950-е годы Горлов постоянно экспериментировал, расширяя диапазон возможностей керамики: терракотовая скульптура, статуэтки, керамические многокрасочные панно, настенные барельефы, декоративные изразцы, множество фарфоровых статуэток и скульптур животных, рельефы на темы басен Крылова… как художник и как творец Д.В. Горлов постоянно экспериментировал. К Дмитрию Горлову приходит международный успех - его фарфоровые статуэтки 1958 года «Ослик», «Зебра», «Жирафа», «Зубробизон» в том же году были удостоены на Всемирной выставке в Брюсселе золотой медали «За верность национальным традициям». Параллельно Горлов работает и в жанре монументальной скульптуры. В 1939—40 годах он принимает участие в оформлении павильонов ВСХВ рельефами и резной решеткой, а с 1946 по 1958 год создает серию из восьми горельефов к памятнику И. А. Крылову (автор С. Д. Шапошников; открыт в городе Калинине в 1959 году).
С 1950 года, после смерти своей первой жены, Натальи Серовой, дочери живописца Валентина Серова, Горлов построил дом на берегу Оки, в поселке Соколова Пустынь, с этим домом связаны последние сорок лет его жизни. Отсюда он отправлялся в заповедники Пущино и Аскания-Нова. Этот дом существует и в наши дни, в нём находится частный Дом-музей Д. В. Горлова[6]. «Если мои вещи вызывают теплые чувства, симпатию, радость, — говорил художник, — для меня это очень много. Я считаю, что не зря работал».
Детство и юность Мити Горлова, родившегося в Петербурге, прошли в подмосковном Богородске, куда вскоре переехали его родители. Его отец, Владимир Петрович Горлов, закончил Горный институт, но в дальнейшем работал заведующим библиотекой, художником-декоратором, актёром, выпускал газету «Богородский листок». Дед художника, Петр Николаевич, знаменитый русский инженер-геолог, общественный деятель, один из пионеров в разработке угольных месторождений Донбасса, Кавказа, Средней Азии и Уссурийского края. В его честь назван город Горловка Донецкой области, два горных перевала, а также хребет в районе Восточной части Центрального Тянь-Шаня.
Художественные способности мальчика обнаружились очень рано. В два года он уже с увлечением рисовал животных, а в реальном училище был первым по рисунку. Все прочили юному дарованию будущность художника, но искусство казалось юноше несерьезной профессией.
Закончив Богородское реальное училище в 1919 году, приехав в Москву, Дмитрий поступает в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию. Затем переходит на естественное отделение Московского университета, но вскоре уходит и оттуда. И только после этого он окончательно решает стать художником и поступает учиться во Вхутемас (1921-1923). Во время обучения во Вхутемасе Горлов работал в Дарвиновском музее ассистентом у художника-анималиста В. А. Ватагина, а также совместно с художником Д. С. Моором как художник-график. Но главные уроки художника-анималиста он получил, наблюдая за животными и делая их зарисовки с натуры. Дмитрий Владимирович очень любил ходить в Московский зоопарк и там делать зарисовки разных животных. Впоследствии он стал автором таких знаменательных работ, как: фонтана с пеликаном для Московского зоопарка, паркового схода с фигурами волков для Нескучного сада, фонтана «Пять медвежат» для Центрального дома пионеров Москвы и других. В анкете он с гордостью писал: «…специальность приобрел в Московском зоопарке».
Среди его зоопарковских друзей – 16-летняя Вера Чаплина, которая, несмотря на 8-летнюю разницу в возрасте звала его Митей. Через 10 лет он будет иллюстрировать ее первую книгу, а их дружба растянется на шестьдесят с лишним лет. В 1928 году Василий Ватагин приводит Дмитрия Горлова в «Детгиз», где он работал как художник детской книги. Старший наставник сыграл в жизни своего ученика важнейшую роль, не только открыв ему путь в большое искусство, но и провел его по многим нужным дорогам профессии. Вдвоем они иллюстрировали несколько книг, среди которых «Живет, растет, движется» Софьи Федорченко (1931). Вместе с Ватагиным Горлов работал и над скульптурными группами животных — для нового входа в Московский зоопарк (1936). На его счету иллюстрации к книгам В. Чаплиной: «Медвежонок Рычик и его товарищи» (1936), «Рычик и Ласка» (1947), «Зимовье зверей» (1951), «Кто как живет» (1955), «Мышонок заблудился» (1957), «Мои воспитанники» (1937), сборник «Малыши с зеленой площадки», рассказы о млекопитающих и птицах от А до Я: «Аист», «Белка», «Волк», «Еж», «Тигр», «Мышонок заблудился», текст к ним написан Г. Скребицким и В. Чаплиной и многим другим. Отдельные рисунки он публикует в журнале «Мурзилка». Многие свои рисунки Дмитрий Горлов переработал для нового издания, которое он иллюстрировал вместе с Георгием Никольским. Первой самостоятельно оформленной книгой Дмитрия стала «Лобо, король Куррумпо» Сетон-Томпсона, выпущенная издательством «Синяя птица» в 1923 году.
Развитие детской темы привело Горлова к декоративной анималистической пластике малых форм. Промежуточным этапом на этом пути стала его работа во Всесоюзном научно-экспериментальном институте игрушки в середине 1930-х, где он разработал более ста моделей игрушек из дерева и папье-маше. В 1943 году Дмитрия Горлова назначают главным художником Гжельского керамического завода, где он создает модели фарфоровых скульптур животных. Многие из них производились потом на других фарфоровых предприятиях, в том числе на Ленинградском фарфоровом заводе. С 1958 года Горлов работает на Дмитровском фарфоровом заводе. В 1940—1950-е годы Горлов постоянно экспериментировал, расширяя диапазон возможностей керамики: терракотовая скульптура, статуэтки, керамические многокрасочные панно, настенные барельефы, декоративные изразцы, множество фарфоровых статуэток и скульптур животных, рельефы на темы басен Крылова… как художник и как творец Д.В. Горлов постоянно экспериментировал. К Дмитрию Горлову приходит международный успех - его фарфоровые статуэтки 1958 года «Ослик», «Зебра», «Жирафа», «Зубробизон» в том же году были удостоены на Всемирной выставке в Брюсселе золотой медали «За верность национальным традициям». Параллельно Горлов работает и в жанре монументальной скульптуры. В 1939—40 годах он принимает участие в оформлении павильонов ВСХВ рельефами и резной решеткой, а с 1946 по 1958 год создает серию из восьми горельефов к памятнику И. А. Крылову (автор С. Д. Шапошников; открыт в городе Калинине в 1959 году).
С 1950 года, после смерти своей первой жены, Натальи Серовой, дочери живописца Валентина Серова, Горлов построил дом на берегу Оки, в поселке Соколова Пустынь, с этим домом связаны последние сорок лет его жизни. Отсюда он отправлялся в заповедники Пущино и Аскания-Нова. Этот дом существует и в наши дни, в нём находится частный Дом-музей Д. В. Горлова[6]. «Если мои вещи вызывают теплые чувства, симпатию, радость, — говорил художник, — для меня это очень много. Я считаю, что не зря работал».
Работы художника
Акимушкин И. По следам
Георгий Скребицкий. Кто как живет
Н. Павлова. Мышонок заблудися
Скребицкий Г. Кто как живет
Скребицкий Г. Кто как живет
Скребицкий. Звери разных стран
Федорченко С. Звери хищные-шкуры пышные
Чаплина В. Медвежонок рычик и его товарищи
Чаплина В. Про птиц и зверей
Чаплина Вера. Про птиц и зверей