Митурич-Хлебников Май Петрович (1925-2008)
Май Петрович Митурич-Хлебников – один из советских художников, иллюстраторов послевоенной советской детской книги. Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, действительный член Академии художеств СССР.
Май Петрович родился 29 мая 1925 года в Москве, в семье известного художника Петра Васильевича Митурича и его жены Веры Владимировны, урождённой Хлебниковой - родной сестры поэта Велимира Хлебникова. Вера Владимировна также была одарённой художницей. Первым учителем живописи для мальчика стал отец. Вместе с большой одаренностью он унаследовал школу рисунка с натуры, разработанную старшим Митуричем. В ноябре 1942 года Митурич-Хлебников ушёл на войну. Побывал на Курской дуге, в Новгороде, Киеве, Харькове и дошёл до Берлина. Работал во фронтовой бригаде художников с такими мастерами, как Анатолий Никич, Борис Попов, Евгений Рачава. Художники изображали портреты вождей и маршалов на больших плакатах. Когда советские войска одерживали важные победы, плакаты размещались в центрах освобожденных городов для поднятия боевого духа. Будущий художник служил в армии до 1948 года. Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» и «За взятие Берлина». Не дожидаясь конца службы, Митурич в 1947 году поступил на заочное отделение в Московский полиграфический институт, который успешно закончил в 1953 году, получив диплом специалиста художника книги. Многие годы преподавал в этом институте. Молодой художник не замыкался в одной лишь книжной графике и всегда стремился к освоению новых техник. Он освоил шелкографию, живопись, линогравюру, станковый рисунок, литографию. Большое влияние на Митурича, как на художника, оказали многочисленные поездки с отцом (Петром Митуричем) на Командорские и Курильские острова, Алтай, Камчатку, в Туву, Среднюю Азию. Многочисленные творческие поездки способствовали созданию цикла работ: «Семья охотника», «На оленьей ферме», «В тайге». Но на первый план в эти годы вышла работа над оформлением книг для детей. Он не следовал четко тексту, а создавал параллельную графическую действительность. Его рисунки просты и живописны и в них всегда выделено главное. Поэтому и своим читателям – детям, он дарил понятные и нужные им книги. Кроме желания сделать книгу интересной, художником руководило желание сделать книгу спутником жизни для подрастающего человека. К сравнительно ранним годам творчества Мая Митурича относятся иллюстрации к произведениям Г. Снегирева «Про пингвинов», «Обитаемый остров», «Про оленей». Десятилетием позже вышла серия иллюстраций к рассказу «Чудесная лодка» того же автора. К чуть более поздним годам относится работа над произведениями К. Чуковского «Приключения Бибигона», «Бармалей» и «Муха-Цокотуха», С. Маршака «Стихи для детей» и других писателей. К особенностям дарования художника следует отнести его способность очеловечивать зверей. Поэтому неизменно удачными оказываются иллюстрации к стихотворениям, героями которых являются животные: "Урок вежливости", "Кот и лодыри", "Говорила мышка мышке..." С. Я. Маршака, басня С. Михалкова «Лиса, бобёр». Май Петрович сохраняет реальность изображений даже работая со сказками Р. Киплинга «Маугли» и «Кошка, которая гуляла сама по себе», С. Аксакова «Аленький цветочек», С. Маршака «Азбука», «Двенадцать месяцев», В. Бианки «Красная горка». Художник Митурич является также автором многочисленных акварелей, эстампов, серий рисунков, живописных работ: «Подмосковная зима», «Березы», «Хоккайдо. Взморье», «Вековая олива», «Ирисы и маргаритки», «Под дубом», «Автопортрет», «Весенние березы», «В мастерской», «Оливковая роща», «Греческий берег» и др.
Книги, иллюстрированные Маем Петровичем, издавались в Болгарии, Японии, Франции, Финляндии, Венгрии, Чехословакии. Персональные выставки художника проходили в Белгороде, Москве, Подольске, Сосновом бору, Запорожье, Токио, Софии и многих других городах России и зарубежья. Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственном музее искусства народов Востока (Москве), Московском музее современного искусства и в Государственном Русском музее (Санкт-Петербурге).
Май Петрович Митурич-Хлебников удостоен множества отечественных и международных наград, дипломов, медалей, премий. Государственная премия РФ 1993 г. за настенную роспись Палеонтологического музея РАН им. Ю. А. Орлова. За эту же работу в 1987 году - серебряная медаль АХ СССР. Серебряная медаль и диплом Международной выставки искусства книги в Лейпциге (ИБА-65) в 1965 г. за иллюстрации к книге С. Маршака «Стихи для детей». Серебряная медаль и диплом Международного биеннале иллюстраций детской книги в Братиславе (БИБ-67) в 1967 г. за иллюстрации к книге К. И. Чуковского «Краденое солнце». В 2005 году награждён японским Орденом Восходящего солнца. Лауреат премии «Человек книги» (2004 г.).
Ушел из жизни 30 июня 2008 года, похоронен на Новодевичьем кладбище
Май Петрович родился 29 мая 1925 года в Москве, в семье известного художника Петра Васильевича Митурича и его жены Веры Владимировны, урождённой Хлебниковой - родной сестры поэта Велимира Хлебникова. Вера Владимировна также была одарённой художницей. Первым учителем живописи для мальчика стал отец. Вместе с большой одаренностью он унаследовал школу рисунка с натуры, разработанную старшим Митуричем. В ноябре 1942 года Митурич-Хлебников ушёл на войну. Побывал на Курской дуге, в Новгороде, Киеве, Харькове и дошёл до Берлина. Работал во фронтовой бригаде художников с такими мастерами, как Анатолий Никич, Борис Попов, Евгений Рачава. Художники изображали портреты вождей и маршалов на больших плакатах. Когда советские войска одерживали важные победы, плакаты размещались в центрах освобожденных городов для поднятия боевого духа. Будущий художник служил в армии до 1948 года. Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» и «За взятие Берлина». Не дожидаясь конца службы, Митурич в 1947 году поступил на заочное отделение в Московский полиграфический институт, который успешно закончил в 1953 году, получив диплом специалиста художника книги. Многие годы преподавал в этом институте. Молодой художник не замыкался в одной лишь книжной графике и всегда стремился к освоению новых техник. Он освоил шелкографию, живопись, линогравюру, станковый рисунок, литографию. Большое влияние на Митурича, как на художника, оказали многочисленные поездки с отцом (Петром Митуричем) на Командорские и Курильские острова, Алтай, Камчатку, в Туву, Среднюю Азию. Многочисленные творческие поездки способствовали созданию цикла работ: «Семья охотника», «На оленьей ферме», «В тайге». Но на первый план в эти годы вышла работа над оформлением книг для детей. Он не следовал четко тексту, а создавал параллельную графическую действительность. Его рисунки просты и живописны и в них всегда выделено главное. Поэтому и своим читателям – детям, он дарил понятные и нужные им книги. Кроме желания сделать книгу интересной, художником руководило желание сделать книгу спутником жизни для подрастающего человека. К сравнительно ранним годам творчества Мая Митурича относятся иллюстрации к произведениям Г. Снегирева «Про пингвинов», «Обитаемый остров», «Про оленей». Десятилетием позже вышла серия иллюстраций к рассказу «Чудесная лодка» того же автора. К чуть более поздним годам относится работа над произведениями К. Чуковского «Приключения Бибигона», «Бармалей» и «Муха-Цокотуха», С. Маршака «Стихи для детей» и других писателей. К особенностям дарования художника следует отнести его способность очеловечивать зверей. Поэтому неизменно удачными оказываются иллюстрации к стихотворениям, героями которых являются животные: "Урок вежливости", "Кот и лодыри", "Говорила мышка мышке..." С. Я. Маршака, басня С. Михалкова «Лиса, бобёр». Май Петрович сохраняет реальность изображений даже работая со сказками Р. Киплинга «Маугли» и «Кошка, которая гуляла сама по себе», С. Аксакова «Аленький цветочек», С. Маршака «Азбука», «Двенадцать месяцев», В. Бианки «Красная горка». Художник Митурич является также автором многочисленных акварелей, эстампов, серий рисунков, живописных работ: «Подмосковная зима», «Березы», «Хоккайдо. Взморье», «Вековая олива», «Ирисы и маргаритки», «Под дубом», «Автопортрет», «Весенние березы», «В мастерской», «Оливковая роща», «Греческий берег» и др.
Книги, иллюстрированные Маем Петровичем, издавались в Болгарии, Японии, Франции, Финляндии, Венгрии, Чехословакии. Персональные выставки художника проходили в Белгороде, Москве, Подольске, Сосновом бору, Запорожье, Токио, Софии и многих других городах России и зарубежья. Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственном музее искусства народов Востока (Москве), Московском музее современного искусства и в Государственном Русском музее (Санкт-Петербурге).
Май Петрович Митурич-Хлебников удостоен множества отечественных и международных наград, дипломов, медалей, премий. Государственная премия РФ 1993 г. за настенную роспись Палеонтологического музея РАН им. Ю. А. Орлова. За эту же работу в 1987 году - серебряная медаль АХ СССР. Серебряная медаль и диплом Международной выставки искусства книги в Лейпциге (ИБА-65) в 1965 г. за иллюстрации к книге С. Маршака «Стихи для детей». Серебряная медаль и диплом Международного биеннале иллюстраций детской книги в Братиславе (БИБ-67) в 1967 г. за иллюстрации к книге К. И. Чуковского «Краденое солнце». В 2005 году награждён японским Орденом Восходящего солнца. Лауреат премии «Человек книги» (2004 г.).
Ушел из жизни 30 июня 2008 года, похоронен на Новодевичьем кладбище
Работы художника
Веер молодости. Японские народные сказки
Г. Снегирев. Про оленей
Г. Снегирёв. Рассказы для детей
Г. Снегирев. Чудесная лодка
Гомер. Одиссея
К. Чуковский. Бибигон
К. Чуковский. Краденое солнце
К. Чуковский. Приключения Бибигона
панно для Палеонтологического музея
Р. Киплинг. Маугли
Р. Киплинг. Маугли
С. Маршак. Стихи для детей. Сказка о пеликанах
С. Я. Маршак Шалтай - болтай