Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957)
Мстислав Валерианович Добужинский - выдающийся русский и литовский живописец, талантливый сценограф, критик и художник.
Родился 14 августа 1875 в Новгороде в старинной литовской семье офицера. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского и оперной певицы, артистки Елизаветы Тимофеевны. Родители после рождения сына расстались. Мстислава воспитывал отец, с матерью он виделся редко. Способности к рисованию проявились в детстве. Большую роль в этом сыграл отец, сам неплохо рисовавший. Он приучил сына рисовать прочитанное. Постепенно рисование из детского занятия превратилось в увлечение. Гимназию он закончил в Вильно, затем переехал в Петербург, где учился в Императорской школе общества поощрения художеств (1885-1887). Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1895-1899). К этим же годам относятся и первые его поездки за границу - в Германию и Швейцарию. Добужинский решает учиться за границей и, окончив университет в 1899, отправляется в Мюнхен. Занимался в знаменитой школе у А. Ажбе, затем перешел в школу Ш. Холлоши. Вернувшись в 1901 году в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей. Среди мастеров «Мира искусства» Добужинский отличался изменчивостью индивидуального стиля, острым чувством современности. С 1902 года Мстислав Валерианович принимал участие в выставках. Уже первые выставки принесли ему известность. Для этого периода творчества Добужинского характерны городские пейзажи: Вильно, Тамбова, Новгорода и, конечно, Петербурга. Мстислава Добужинского называют «художником Петербурга». В любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько закоулки, дворы и тому подобное («Старый домик» (1905), «Окно парикмахерской» (1906)). К теме Петербурга он обращался постоянно: в виде серии открыток, в рисунках для журналов («Шут», «Жупел», «Сатирикон», «Смехач»), в произведениях писателей. Редки у художника ретроспективные пейзажи («Провинция 1830-х годов» (1907)), исторические композиции («Пётр Великий в Голландии» (1910)). Портретам Добужинского свойственна сдержанность «Человек в очках» (1905-1906), «Автопортрет. У книжной полки» (1910). В ранней журнальной графике Добужинского заметно влияние немецкого югендстиля Ф. Валлотона (графическое искусство) и известнейших художников Серебряного века. По стилю Добужинский был близок к символистам. Зрелый стиль Добужинского сложился под воздействием русского модерна и символизма. Мстислав Валерианович много и плодотворно работал и в области книжной графики. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы: «Слово о полку Игореве»; «Дон Карлос» Ф. Шиллера; «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина; «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина; «Поэмы» М. Ю. Лермонтова; «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, «Тупейный художник», «Левша» Н. С. Лескова; «Новый Плутарх» М. А. Кузмина; «Ночной трактир» И. А. Бунина, «Ночной принц» С. А. Ауслендера; «Примус» О. Э. Мандельштама; «Веселая азбука» Н. Павлович; «Три толстяка» Ю. Олеши; «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима; «Свинопас» Г.-Х. Андерсена и другие. Большое место в творчестве Добужинского занимает работа в театре, где работал по приглашению К. С. Станиславского с 1907 года. Он оформил 14 спектаклей. Также оставил карандашные портреты Станиславского и артистов его театра. Революцию встретил уже зрелым мастером, известным на родине и за рубежом. Активно участвовал в оформлении революционных празднеств, преподавал. Выпустил альбом литографий «Петроград в 1921 году», где представил город суровым и холодным. События, развернувшиеся в послереволюционной России, заставили Добужинского в 1924 году принять литовское гражданство и переехать в Каунас, где работал для Рижского театра с 1926 - 1929 гг. С 1929 года - ведущий художник Государственного театра (Каунас). В 1935 году с труппой каунасского театра уезжает в Англию. С 1939 года жил и работал в США. В Америке и Европе художник провел в общей сложности около 50 выставок. Работы Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк). Последние годы жизни оказались для него самыми трудными. Он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Мстислав Валерианович Добужинский ушел из жизни 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке.
Родился 14 августа 1875 в Новгороде в старинной литовской семье офицера. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского и оперной певицы, артистки Елизаветы Тимофеевны. Родители после рождения сына расстались. Мстислава воспитывал отец, с матерью он виделся редко. Способности к рисованию проявились в детстве. Большую роль в этом сыграл отец, сам неплохо рисовавший. Он приучил сына рисовать прочитанное. Постепенно рисование из детского занятия превратилось в увлечение. Гимназию он закончил в Вильно, затем переехал в Петербург, где учился в Императорской школе общества поощрения художеств (1885-1887). Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1895-1899). К этим же годам относятся и первые его поездки за границу - в Германию и Швейцарию. Добужинский решает учиться за границей и, окончив университет в 1899, отправляется в Мюнхен. Занимался в знаменитой школе у А. Ажбе, затем перешел в школу Ш. Холлоши. Вернувшись в 1901 году в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей. Среди мастеров «Мира искусства» Добужинский отличался изменчивостью индивидуального стиля, острым чувством современности. С 1902 года Мстислав Валерианович принимал участие в выставках. Уже первые выставки принесли ему известность. Для этого периода творчества Добужинского характерны городские пейзажи: Вильно, Тамбова, Новгорода и, конечно, Петербурга. Мстислава Добужинского называют «художником Петербурга». В любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько закоулки, дворы и тому подобное («Старый домик» (1905), «Окно парикмахерской» (1906)). К теме Петербурга он обращался постоянно: в виде серии открыток, в рисунках для журналов («Шут», «Жупел», «Сатирикон», «Смехач»), в произведениях писателей. Редки у художника ретроспективные пейзажи («Провинция 1830-х годов» (1907)), исторические композиции («Пётр Великий в Голландии» (1910)). Портретам Добужинского свойственна сдержанность «Человек в очках» (1905-1906), «Автопортрет. У книжной полки» (1910). В ранней журнальной графике Добужинского заметно влияние немецкого югендстиля Ф. Валлотона (графическое искусство) и известнейших художников Серебряного века. По стилю Добужинский был близок к символистам. Зрелый стиль Добужинского сложился под воздействием русского модерна и символизма. Мстислав Валерианович много и плодотворно работал и в области книжной графики. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы: «Слово о полку Игореве»; «Дон Карлос» Ф. Шиллера; «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина; «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина; «Поэмы» М. Ю. Лермонтова; «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, «Тупейный художник», «Левша» Н. С. Лескова; «Новый Плутарх» М. А. Кузмина; «Ночной трактир» И. А. Бунина, «Ночной принц» С. А. Ауслендера; «Примус» О. Э. Мандельштама; «Веселая азбука» Н. Павлович; «Три толстяка» Ю. Олеши; «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима; «Свинопас» Г.-Х. Андерсена и другие. Большое место в творчестве Добужинского занимает работа в театре, где работал по приглашению К. С. Станиславского с 1907 года. Он оформил 14 спектаклей. Также оставил карандашные портреты Станиславского и артистов его театра. Революцию встретил уже зрелым мастером, известным на родине и за рубежом. Активно участвовал в оформлении революционных празднеств, преподавал. Выпустил альбом литографий «Петроград в 1921 году», где представил город суровым и холодным. События, развернувшиеся в послереволюционной России, заставили Добужинского в 1924 году принять литовское гражданство и переехать в Каунас, где работал для Рижского театра с 1926 - 1929 гг. С 1929 года - ведущий художник Государственного театра (Каунас). В 1935 году с труппой каунасского театра уезжает в Англию. С 1939 года жил и работал в США. В Америке и Европе художник провел в общей сложности около 50 выставок. Работы Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк). Последние годы жизни оказались для него самыми трудными. Он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Мстислав Валерианович Добужинский ушел из жизни 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке.
Работы художника
А. С. Пушкин. Город пышный, город бедный, 1902
А.С. Пушкин Евгений Онегин
Весна в Каунасе 1923
Домик в Петербурге 1905
Львиный мост в Петрограде 1922
М. Ю. Лермонтов. Казначейша
М. Я. Бородицкая. Давайте мириться
Н. Лесков. Левша, 1943
Н. Лесков. Тупейный художник, 1922
Н. Павлович. Веселая Азбука
Петербург в двадцать первом году
Театральная работа. Месяц в деревне