Авторизация
Регистрация

Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942)

Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942)Борис Васильевич Зворыкин – замечательный русский художник, график-орнаменталист, иконописец, переводчик. Отчего же творчество Зворыкина малоизвестно? Почему же его фамилия не только не мелькает на страницах популярных изданий о художниках, но и редко встречается в специальной литературе? Исследователи творчества художника причиной малой популярности однозначно называют его независимость, практически полное обособление от каких бы то ни было художественных объединений. Он не был ни общественным изгоем, не скрывался от общественной жизни, он имел четкую гражданскую позицию и следовал ей в меру своего понимания. Борис Васильевич преднамеренно не выделялся, не прыгал выше собственного роста и голов окружающих людей, просто не выносил публичности. Только сейчас к нам начинают возвращаться книги, иллюстрированные этим замечательным художником.
Родился художник в 1872 году в Москве в семье купца I гильдии Василия Васильевича Зворыкина и Елизаветы Оттовны. После окончания гимназии Зворыкин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1892-1893 годах, где будущим мастерам прививали вкус к родному, национальному, а уже в 1898 году выходят первые книги с его иллюстрациями. Художник начал творческую деятельность в области прикладной графики и оформления историко-художественных альбомов, юбилейных и подарочных книг, настольных и настенных календарей, праздничных открыток. Что касается поздравительных карточек и открытых писем, то в начале прошлого века Зворыкин считался самым признанным и востребованным автором подобной продукции. Он выполнил акварелью серии художественных открыток на темы «Смутное время», «Нашествие Наполеона 1812 года», «Русские дети», «Пословицы», «Русские храмы», «Русские былины», «Охота» и др. Одновременно занимался соборной росписью. Среди значимых работ Зворыкина – росписи Федоровского Государева собора в Царском Селе (1902-1912), затем обора Святого Александра Невского в Симферополе. Первым удачным опытом в области иллюстрации детской книги стала «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина, изданное в 1903 году Товариществом скоропечатни А. А. Левенсона. Еще до революции 1917 года он оформил несколько сказок для детей: «Про Марью Моревну» (1904), «Комар и ласточка» (1904), «Приключения зайчика» (1912), «Из детства Литы» (1913), «За родину!» (1915), «Горькая луковка» (1915), «Яга и земляничка» (1916), «Рождественский дед» (1917) и др. Художник также оформлял юбилейные книги: «Альбом в память семидесятилетнего юбилея императорского Московского общества поощрения рысистого коннозаводства» (1911), «Календарь на 1912 год. В память столетнего юбилея Отечественной войны». Его привлекали к оформлению приглашений и программ юбилейных торжеств, театральных программок, меню высочайших обедов, поздравительных адресов.
В 1915 г. Зворыкин наряду с другими известными художниками (И. Билибиным, В. Васнецовым, К. Маковским, М. Нестеровым, Н. Рерихом), литераторами, архитекторами и общественными деятелями стал учредителем «Общества возрождения художественной Руси». Эта организация собирала сведения о художественных памятниках старины, разрабатывала учебные программы для рисовальных школ и награждала премиями учеников Императорского общества поощрения художеств. В 1917 году художник оформил Послание Поместного собора о восстановлении патриаршества (20-метровый манускрипт, написанный от руки в стиле XVII века и украшенный фигурами святых), выполнил эскиз Патриаршей печати, оформил Личное послание патриарха Тихона главам зарубежных христианских церквей. В конце 1917 – начале 1918 года мастер иллюстрации сотрудничал с детским альманахом «Творчество», художественно оформил сказку А. М. Ремизова «Товарищи», книгу В. М. Волжанина «Древняя Русь в пословицах и поговорках» и пр. Зворыкин понял, что при всей своей любви к Родине и русскому народному творчеству принять Страну Советов он не в состоянии и в 1921 году покинул Россию. Сначала оказался в Египте, спустя несколько месяцев перебрался в Париж, но опять же не прибился ни к какому обществу. На рынке произведений искусства его продукция имела спрос. У французской публики появился интерес к русской культуре. В 1921 году Зворыкин оформил книги «Москва и деревня в гравюрах и литографиях» Г. К. Лукомского, «Исповедь» М. А. Бакунина. В 1922 году Борис Васильевич профессионально выполнил заказ на видовые иллюстрации к книге Анри де Винделя «История Советов», «Поэмы» А. де Мюссе и др. В 1925 году в Париже была опубликована книга «Золотой петушок» и другие сказки А. С. Пушкина, иллюстрированные Зворыкиным. Наиболее значимая работа художника – оформление «Бориса Годунова» А. А. Пушкина (1927). В 1935 году мастер участвовал в выставке иконописи. Борис Васильевич написал несколько икон для храма Христа Спасителя в Аньер-сюр-Сен. Находясь вдали от Родины, художник оставался верен русской теме, которую отражал в своем творчестве.
Зворыкин перевел на французский язык и сам проиллюстрировал русские сказки «Снегурочка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Жар-Птица».
Выдающийся русский художник скончался в оккупированном немцами Париже в начале 1942 года.



Работы художника

Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942)
Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942)
Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942)
Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942)
Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942)
Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942)
Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942)
Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942)


шаблоны для dleскачать фильмы

Комментарии



Для того чтобы оставить комментарий необходимо зарегестрироваться или авторизоваться