Работа художника над книгой
![Работа художника над книгой Работа художника над книгой](/uploads/posts/2017-11/1510560106_rachev_picture.jpg)
Если бы была возможность заглянуть в творческие мастерские художников-иллюстраторов (Д. Шмаринова, О. Верейского, Л. Владимирского, В. Панова и др.), то, несмотря на разнообразие их индивидуальных методов и приемов иллюстрирования, мы могли бы выделить основные этапы работы над иллюстрированием литературного произведения. Расскажем о последовательности этого процесса.
ЧТЕНИЕ КНИГИ И СОСТАВЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ИЛЛЮСТРАЦИИ.
Сначала художник читает для того, чтобы просто получить общее представление о произведении. Затем он читает и намечает моменты, которые необходимо проиллюстрировать. При этом обычно выписывается из текста все, что касается героев: их внешность, костюм, поведение, привычки и т. п., прослеживаются их изменения на протяжении повествования, окружающая героев среда.
Художник определяет количество иллюстрации, их темы.
ВЫПОЛНЕНИЕ МАКЕТА БУДУЩЕЙ КНИГИ.
Макет книги — это ее модель, графическая работа, в которой более или менее точно определяют формат, рассчитывают полосу набора на странице и намечают все основные элементы книжного оформления. В макете уточняется общее количество рисунков, определяется ритм их чередования, место и размер каждого. Иногда художнику приходится отказываться от, казалось бы, выигрышных тем, если они выпадают из общего строя книги. Удобно выполнять макет в виде бумажной ленты, сложенной гармошкой, чтобы сразу можно было представить, как иллюстрации будут взаимодействовать на разворотах и т.д.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЭСКИЗОВ.
Сначала выполняется общая композиция иллюстрации: определяется масштаб фигур и предметов, их место, общий характер движения, и все это без проработки деталей. Затем решают, как распределить большие пятна черного, белого, серого: устанавливают самые темные и яркие пятна, равновесие масс в пределах одной иллюстрации. В целом определяют общее композиционное равновесие и общую стилистическую слаженность всей иллюстрационной серии, прежде всего с точки зрения тона, цвета и композиции.
На этом этапе уясняется характер изобразительных средств, которые должны соответствовать стилю литературного произведения. Однако выполнять эскизы не обязательно в той же технике, что и иллюстрации. Удобно это делать карандашом или углем (так как легко внести изменения). Если иллюстрация будет цветная, выполняется цветовой эскиз, котором определяются основные цветовые массы, общий колорит.
СБОР НАТУРНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ.
Он включает поиски характерного типажа, достоверных деталей. Художник выполняет многочисленные наброски и зарисовки с натуры, наблюдает необходимые жизненные события, явления. На этой основе, используя творческое возражение, умение обобщать и выделять типичные черты, он рисует, литературных героев в фас и профиль, портретно и в полный рост, в разных поворотах, определяет детали их внешности, выразительность общего силу эта фигуры, чтобы герой в любом ракурсе был узнаваем. Это делается для того, чтобы представить характер литературного персонажа, его манеру держаться, любимые позы и жесты, словно речь идет о живом чело¬веке. На этом этапе художник изучает исторический и искусствоведческий материал, характеризующий эпоху.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОНТУРНЫХ РИСУНКОВ (“картона” или кальки).
Художник выполняет рисунок в размер оригинала, без применения тона, тщательно прорисовывает все детали. Если в иллюстрации применяется перспектива, то вычерчиваются необходимые построения предметов. Прослеживается, как фигуры и предметы располагаются на плоскости, что ближе, что дальше. Прорисовываются невидимые, перекрытые чем-либо части фигур даже в том случае, если они чуть выходят за рамки изображения. Это помогает избежать наиболее распространенных ошибок в построении композиций. Законченный рисунок переводится на чистый лист.
ИСПОЛНЕНИЕ ОРИГИНАЛА ИЛЛЮСТРАЦИИ.
Как правило, работа ведется от общего к частному, но не все прорабатывается одинаково тщательно. Ради композиционной цельности опускаются некоторые детали, прорисованные в картоне, смягчаются контрасты в стороне от главного и используются другие приемы обобщения.
текст статьи взята из книги И. М. Сококльникова "Художники книги и дети" (12+).