В. А. Гуружапов. Как учить детей понимать изобразительное искусство. [обзор]
Гуружапов, В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство : Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики — М : Мы и Мир, 1999
![В. А. Гуружапов. Как учить детей понимать изобразительное искусство. [обзор] В. А. Гуружапов. Как учить детей понимать изобразительное искусство. [обзор]](/uploads/posts/2017-02/1487668580_oblozhka.png)
В своей книге, написанной в форме психологических очерков, российский учёный, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии образования и музейной педагогики Виктор Александрович Гупружапов, пытается дать развернутый ответ на вопрос, интересующий многих родителей, а так же педагогов профильного образования, – как помочь ребенку в развитии понимания такого тонкого и достаточно субъективного объекта как изобразительное искусство.
Это издание, как и многие подобного рода, выполнено в формате А5, с мягким переплетом, и не имеет полноцветных иллюстраций, поскольку предполагает своим основным читателем педагогов изобразительного искусства, и родителей, неравнодушных к эстетическому развитию своего ребенка.
Книга содержит 12 очерков, разделенных на 2 части, т..к автор рассматривает сразу две возрастные группы детей – младшие школьники, и подростки.
Каждый очерк – это своеобразная зарисовка из педагогической практики автора, и представляет набор различных ситуаций, с которыми сталкиваются как педагоги, так и родители, в попытках привить ребенку эстетическое восприятие действительности.
В книге рассматриваются такие «подводные камни» как формирование абстрактного мышления у ребенка, методики построения занятия по художественной культуре, рекомендации для родителей при первом и повторном посещении выставок и музеев, особенности общих представлений подростков об искусстве, и какие личные и социальные факторы на это влияют.
Особенно хотелось бы отметить очень яркий и «наглядный» очерк, посвященный проблеме «наивного реализма» у младших школьников, т.к. при некорректном подходе педагогов и родителей, эта точка зрения на художественные объекты сохраняется у человека и во взрослом возрасте, что негативно сказывается на его культурном развитии.
Все очерки в книге построены примерно по одному принципу. Сначала автор описывает реальную ситуацию, потом следует её психологический анализ, в котором упор делается именно на разъяснении точки зрения ребенка, после следует развитие ситуации т.е. возможные варианты выхода из нее, и анализ этих вариантов. Некоторые очерки так же содержат «комментарии для специалистов», где излагаются взгляды автора на проблему в более широком смысле, затрагивая, в том числе, и социальные аспекты психологии.
![В. А. Гуружапов. Как учить детей понимать изобразительное искусство. [обзор] В. А. Гуружапов. Как учить детей понимать изобразительное искусство. [обзор]](/uploads/posts/2017-02/thumbs/1487668643_o4erk.png)
Одной из опорных мыслей этой книги, четко сформулирована автором в послесловии – самостоятельный взгляд ребенка на искусство…определяется целой системой образов, представлений и идей. Она может быть достаточно универсальной или наоборот, ограниченной, но в любом случае она принадлежит ребенку и с этим следует считаться.
Язык повествования – научно-популярный и ориентирован на достаточно широкую аудиторию, образы и примеры яркие и наглядные, рекомендации достаточно конкретные, при этом весьма гибкие, позволяющие учитывать индивидуальные особенности ребенка.
В конце книги находится «приложение», состоящее из списка тематической литературы, и черно-белых репродукций картин, которые достаточно часто фигурировали в повествовании.
Мы рекомендуем книгу В. А. Гуружаповыа не только педагогам изобразительного искусства, но и родителям, жалающим развить у ребенка эстетическое мышление и восприятие.
С этой книгой, и другой литературой по теме, можно ознакомиться с помощью электронного каталога ТОДЮБ.
![В. А. Гуружапов. Как учить детей понимать изобразительное искусство. [обзор] В. А. Гуружапов. Как учить детей понимать изобразительное искусство. [обзор]](/uploads/posts/2017-02/1487668580_oblozhka.png)
В своей книге, написанной в форме психологических очерков, российский учёный, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии образования и музейной педагогики Виктор Александрович Гупружапов, пытается дать развернутый ответ на вопрос, интересующий многих родителей, а так же педагогов профильного образования, – как помочь ребенку в развитии понимания такого тонкого и достаточно субъективного объекта как изобразительное искусство.
Это издание, как и многие подобного рода, выполнено в формате А5, с мягким переплетом, и не имеет полноцветных иллюстраций, поскольку предполагает своим основным читателем педагогов изобразительного искусства, и родителей, неравнодушных к эстетическому развитию своего ребенка.
Книга содержит 12 очерков, разделенных на 2 части, т..к автор рассматривает сразу две возрастные группы детей – младшие школьники, и подростки.
Каждый очерк – это своеобразная зарисовка из педагогической практики автора, и представляет набор различных ситуаций, с которыми сталкиваются как педагоги, так и родители, в попытках привить ребенку эстетическое восприятие действительности.
В книге рассматриваются такие «подводные камни» как формирование абстрактного мышления у ребенка, методики построения занятия по художественной культуре, рекомендации для родителей при первом и повторном посещении выставок и музеев, особенности общих представлений подростков об искусстве, и какие личные и социальные факторы на это влияют.
Особенно хотелось бы отметить очень яркий и «наглядный» очерк, посвященный проблеме «наивного реализма» у младших школьников, т.к. при некорректном подходе педагогов и родителей, эта точка зрения на художественные объекты сохраняется у человека и во взрослом возрасте, что негативно сказывается на его культурном развитии.
Все очерки в книге построены примерно по одному принципу. Сначала автор описывает реальную ситуацию, потом следует её психологический анализ, в котором упор делается именно на разъяснении точки зрения ребенка, после следует развитие ситуации т.е. возможные варианты выхода из нее, и анализ этих вариантов. Некоторые очерки так же содержат «комментарии для специалистов», где излагаются взгляды автора на проблему в более широком смысле, затрагивая, в том числе, и социальные аспекты психологии.
![В. А. Гуружапов. Как учить детей понимать изобразительное искусство. [обзор] В. А. Гуружапов. Как учить детей понимать изобразительное искусство. [обзор]](/uploads/posts/2017-02/thumbs/1487668643_o4erk.png)
Одной из опорных мыслей этой книги, четко сформулирована автором в послесловии – самостоятельный взгляд ребенка на искусство…определяется целой системой образов, представлений и идей. Она может быть достаточно универсальной или наоборот, ограниченной, но в любом случае она принадлежит ребенку и с этим следует считаться.
Язык повествования – научно-популярный и ориентирован на достаточно широкую аудиторию, образы и примеры яркие и наглядные, рекомендации достаточно конкретные, при этом весьма гибкие, позволяющие учитывать индивидуальные особенности ребенка.
В конце книги находится «приложение», состоящее из списка тематической литературы, и черно-белых репродукций картин, которые достаточно часто фигурировали в повествовании.
Мы рекомендуем книгу В. А. Гуружаповыа не только педагогам изобразительного искусства, но и родителям, жалающим развить у ребенка эстетическое мышление и восприятие.
С этой книгой, и другой литературой по теме, можно ознакомиться с помощью электронного каталога ТОДЮБ.